УВЕРТЮРА
(франц. ouverture,< от
лат. apertura - открытие, начало), оркестровая пьеса, предваряющая оперу,
ораторию, балет, драму, кинофильм и т. п., а также самостоятельное оркестровое
произв. в сонатной форме.
Оперная У. подготавливает слушателя к предстоящему
действию. Ранний образец У.- вступление к опере "Орфей" Монтеверди (1607).
К кон. 17 в. сложились два осн. типа У.- французская (ouverture a la Francaise),
состоявшая из медленного вступления, быстрой полифонич. части и медленного
заключения (Ж. Б. Люлли), и итальянская (sinfonia) - из быстрой, медленной
и снова быстрой частей (А. Скарлатти). Оба типа У. сыграли значит, роль
в развитии сонатно-симфонич. цикла. Большое распространение франц. У. получила
в Германии, где её помещали в начале сюиты или партиты (1-я часть оркестровых
сюит и партиты ре мажор И. С. Баха).
Первоначально оперные У. не имели идейно-образных
связей с самой оперой; лишь со 2-й пол. 18 в. композиторы трактуют У. как
симф. пролог к опере, раскрывающий её содержание (по словам К. В. Глюка,
У. должна служить "вступительным обзором содержания"),< У. может
быть тематически связана с оперой ("Иван Сусанин", "Руслан и Людмила" Глинки)
или
обобщённо выражать осн. её характер ("Свадьба Фигаро" Моцарта, "Севильский
цирюльник" Россини).
Виды оперных У.: классич. У. в сонатной
форме, иногда с медленным вступлением, утвердившаяся со 2-й пол. 18 в.
(У. к операм "Альцеста" Глюка, "Дон Жуан" Моцарта, "Фиделио" Бетховена,
"Князь Игорь" Бородина, "Проданная невеста" Сметаны и мн. др.);
прелюдия, интродукция, вступление - небольшие пьесы не в сонатной форме,
к-рые обобщённо раскрывают осн. коллизию, идею оперы ("Пиковая дама" Чайковского,
"Кармен" Визе, "Хованщина" Мусоргского) или непосредственно вводят
в обстановку 1-го акта (симф. прологи Р. Вагнера); У. в форме попурри -
ряда следующих друг за другом муз. номеров, зачастую объединённых по принципу
контраста или возрастания темпа (оперы Дж. Россини, Л. Обера, а также мн.
оперетты ).
Из У. к драматич. пьесам наиболее значительны
У. Бетховена к "Эгмонту" Гёте и "Кориолану" Коллина, Балакирева к "Королю
Лиру" Шекспира, Мендельсона к комедии "Сон в летнюю ночь" Шекспира.
В 19 в. видное место в симф. музыке занимает
концертная У.- самостоятельная оркестровая пьеса, б. ч. программная ("Фингалова
пещера", "Прекрасная Ме-лузина" Мендельсона, "Римский карнавал" Берлиоза,
"Моя родина" Дворжака). Наряду с У. драматич. ("Манфред" Шумана, У.-фантазия
"Ромео и Джульетта" Чайковского) и пейзажного характера ("Осенью" Грига)
большое распространение получила торжественная У. ("Академическая" Брамса,
"1812 год" Чайковского, "Торжественная" Глазунова, Глиэ-ра,
увертюры Мясковского, "Праздничная" Шостаковича, "Приветственная
увертюра" А. И. Хачатуряна и др.). Классич. тип У. на нар. темы создал
М. И. Глинка. Традиции его У. "Ночь в Мадриде" и "Арагонская хота" продолжили
М. А. Балакирев в "Увертюре на 3 русские народные песни", С. И. Танеев
в "Увертюре на русскую тему" ("Про татарский полон") и мн. сов.
композиторы. У. к драматич. пьесе и концертная У. явились непосредственными
предшественниками симфонической поэмы.
Лит.: Асафьев Б., О французской
классической увертюре и, в особенности, об увертюрах Керубини, в его кн.:
Глинка, 2 изд., М.- Л., 1950; его же, Увертюра "Руслан и Людмила" Глинки,
в кн.: Избр. труды, т. 1, М., 1952; Друскин М., Вопросы музыкальной драматургии
оперы, Л., 1952, с. 290-95; Попова Т., Увертюра, 2 изд., М., 1960; Riemann
H., Die franzosische Ouverture zu Anfang des 18. Jahrhunderts, Lpz., 1899;
Воtstibеr Н., Geschichte der Ouverture und der freien Orchesterformen,
Lpz., 1913. И. Э. Манукян.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я