Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > УЗБЕКСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

УЗБЕКСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

УЗБЕКСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

В 1930-е гг. мастера Сов. У.,
овладевая методом социалистич. реализма, всё чаще обращались к ист.-революц.
тематике, к образу нового, сов. человека, стремились многообразнее запечатлеть
процесс социалистич. преобразования традиц. ср.-азиат, быта. Интенсивно
развивались тематич. картина и портрет (Беньков, 3. М. Ковалевская, Татевосян,
В. И. Уфимцев), пейзаж (Карахан, Тансык-баев), а также сатирич. газетно-журнальная,
станковая портретная и книжная графика (В. Е. Кайдалов, С. А. Мальт, Рождественский
и др.). В 1932 был создан оргкомитет Союза художников Узб. ССР. В годы
Великой Отечеств. войны 1941-45 художники У. создавали аги-тац. "Окна УзТАГа",
плакаты и сатирич. рисунки, живописные полотна, посвящённые героич. свершениям
фронтовиков и тружеников тыла. С 1-й пол. 1950-х гг. в узб. живописи преобладали
жанровые полотна на совр. темы и пейзажи. Наряду с Волковым, Беньковым,
Н. В. Каши-ной, Тансыкбаевым и др. мастерами старшего поколения успешно
выступили А. Абдуллаев, Л. Абдуллаев, С. Абдулла-ев, Р. Ахмедов, М. Кузыбаев,
В. И. Ев-енко, Т. А. Оганесов, Ю. И. Елизаров, М. Набиев, М. Саидов, В.
И. Жмакин, В. А. Фадеев и др. Развивались монументальная живопись (Ч. Ахмаров),
скульптура (Ф. И. Грищенко, А. И. Иванов, Н. К. Крымская и др.), книжная
и станковая графика. В узб. живописи 1960-70-х гг., проникнутой стремлением
как можно органичнее сочетать нац.-характерное с типическим, отразились
все ведущие тенденции развития совр. сов. живописи; в этот период усилилась
декоративная и эмоциональная звучность колорита, подчёркнутую ритмизованность
обрели композиц. решения, новый расцвет пережил сатирич. журнальный рисунок
и станковая графика, для к-рой стало характерным особое многообразие техник,
молодые мастера пришли в станковую и монументальную скульптуру. Широкую
известность получили произв. живописцев Г. Абдурахманова, В. И.
Бур-макина, Ю. И. Талдыкина, Г. И. Улько, Ш. Умарбекова, Р. Чарыева, скульпторов
А. Ахмедова, М. Мусабаева, Д. Ру-зыбаева, графиков К. Башарова, И. М. Васильевой,
Г. Г. Жирнова, М. Кагаро-ва, Ю. М. Павлова, В. С. Паршина, А. Н. Циглинцева
и др.



В 1920-30-е гг. были восстановлены
осн. виды традиц. узб. декоративно-прикладного иск-ва (керамика, ткачество,
ковроделие, вышивка, чеканка по меди, ювелирное дело, золотое шитьё, резьба
и роспись по дереву и ганчу и т. д.). Стиль оформления тканей складывался
на основе сочетания приёмов нар. иск-ва с достижениями рус. ситцепечатания
и шёлкоткачества. 1960-е - 1-я пол. 70-х гг.- период нового подъёма прикладного
иск-ва У. Для керамики этих лет характерно многообразие местных школ (в
Гиждуване, Самарканде, Гурум-сарае, Хиве, Ханке, Шахрисабзе, Кита-бе, Денау,
Ургуте и др.), расширение круга сюжетных изображений, полных жизненной
непосредственности (А. Мух-таров, С. Ф. Ракова и др.). В области текстиля
особенно выделяются абровые шелка с фантастич., мажорными по звучанию узорами
(фирма "Атлас" в Марга-лане, Наманганский комбинат шёлковых тканей).
Сохранились многочисл. виды вышитых тюбетеек: чустские (с белым цветочным
узором на чёрном фоне), красочно-ковровые "ироки" из Шахрисабза
и др. В ручных и машинных сузани преобладают мотивы букетов и солнцеобразных
цветов. Мастера золотого шитья соз-дают как бытовые изделия (тюбетейки
и т. д.), так и монументальные панно. Развивается иск-во изготовления
ковров и паласов, нац. муз. инструментов и т. д. Наиболее значит. образцы
резьбы по дереву, мрамору, ганчу, а также декоративных росписей создаются
в синтезе с архитектурой.


Лит.: Пугаченкова Г. А., Рем-пель
Л. И., История искусств Узбекистана с древнейших времен до середины девятнадцатого
века, [М., 1965]; Искусство Узбекской ССР (Альбом, авт.-сост. А. Р. Умаров),
[Л., 1972]; КадыроваТ. Ф., Б а б и е в-с к и й К. В., Турсунов Ф. Ю., Архитектура
Советского Узбекистана, М., 1972; ТакташР. X., Изобразительное искусство
Узбекистана, Таш., 1972; его же, Современная графика Узбекистана, Таш.,
1973; Фахретдинова Д. А., Декоративно-прикладное искусство Узбекистана,
Таш., 1972; Искусство Советского Узбекистана. 1917-1972, М., 1976.


Г. А. Пугаченкова, Р. X.
Такташ, Д. А. Фахретдинова.



XVI. Музыка


Памятники материальной культуры, найденные
на терр. У., а также дошедшие до нас письм. источники свидетельствуют о
древних истоках муз. наследия узб. народа. Многообразное по жанрам, оно
бытует в вокальной и инструм. формах (преобладает сольное вокальное и инструм.
исполнительство, а также хоровое и ансамблевое в унисон), представляя собой
творчество народное (т. е. собственно фольклорное) и профессиональное устной
традиции монодич. склада (см. Монодия). Муз. наследие узб. народа
можно разделить в связи с этнич. общностью и социально-экономич. условиями
жизни областей У. на 4 группы - хорезмская, бухарская (и самаркандская),
фергано-ташкентская, сурхан-дарьинская (и кашкадарьинская). В зависимости
от тематики различают: бытовые (колыбельные, детские, лирич., шуточные,
воспевающие природу и др.), се-мейно-обрядовые, трудовые, историч. песни.
Песни и инструментальные пьесы, в соответствии с их функциями и формами
бытования, разделяются на исполняемые в определённое время и при определённых
обстоятельствах (свадебные - "ёр-ёр", "келин салом" и др.; похоронные -
"йиги", "садр" и др.; трудовые -"май-да", "ези"; колыбельные-"алла" и др.)
и
исполняемые в любое время ("ко-шук" - сольные самого разнообразного содержания;
"лапар" - игровые, шуточные, сатирич., любовно-лирич., зачастую диалогич.
исполнения; "ялла"- разного содержания, сольно-унисонно-хоровые, сопровождаемые
танцами и играми; "ашула" - лирич., протяжные сольного исполнения; дастаны
- эпич. сказания, особо широко распространены дастаны из цикла "Гуругли",
"Алпомиш", "Кунтугмиш").

2628-1.jpg


Песни и инструм. пьесы по своему строению,
как правило, являются куплетными с короткими мелодиями сравнительно небольшого
диапазона. Мелодию более развитую и широкого диапазона имеют песни жанров
"ашула", отчасти "ялла", а также отдельные инструм. мелодии. В основе узб.
нар. музыки диатонич. лады. Встречаются также элементы хроматики, переменные
лады. Для нар. песен характерны поступенно-мелодич. движение (внутри мелодич.
построения скачки сравнительно редки и при этом не превышают октавы), обилие
мелизмов, украшающих осн. мелодич. рисунок (кочи-рим - форшлага, группетто),
и глиссандо (нолиш, молиш, кашиш).

2628-2.jpg


Ритмич. основа нар. песен отличается
большим разнообразием. Протяжно-напевным мелодиям свойственны размеренный
метро-ритм и обилие синкоп. Мелодии импро-визац. плана, т. н. ёввои (неприрученные),
связаны с песенными жанрами "катта ашула" (или "паныс ашула" - букв. песни,
исполняемые с подносом, т. н. большая песня). Эти песни характерны для
Ферганской долины и относятся к проф. музыке устной традиции.


Проф. муз. иск-во устной традиции (как
в Таджикистане, а также во мн. странах зарубежного Востока) сформировалось
в первые века н. э. Оно достигло высоких художеств. результатов и в области
творчества, и в области исполнительства. Теоретич. основы проф. музыки
получили освещение в трактатах учёных Бл. и Ср. Востока - аль-Фараби (9-10
вв.), Ибн Сины (10-11 вв.), Ибн Зайлы (11 в.), Хорезми (11 в.), Сафи-ад-дина
Урмави (13 в.), Абдул Кадира Мараги (14 в.), Абдуррахмана Джами (15 в.),
а
впоследствии у Дарвеша Али Чанги (17 в.) и др. Народво-проф. музыканты
учились у прославленных мастеров, объединявшихся в корпорации, в каждой
из к-рых имелись свои правила - рисола.


Нотная письменность почти не применялась,
хотя были созданы своеобразные системы нотописи - в трактате аш-Ширази;
хорезмская нотопись 3-й четв. 19 в., при помощи к-рой осуществлена запись
цикла хорезмских макомов - крупных многочастных вокально-инст-рум. произв.,
разделяющихся по локальным признакам на бухарские (являющиеся наследием
как узб., так и тадж. народов) и хорезмские. Отдельные части
макомов получили распространение в Ферганской долине. Бухарский цикл макомов
- Шашмаком содержит 6 макомов - Бузрук, Рост, Наво, Дугох, Сегох
и Ирок, исполняемых со стихами классиков вост. поэзии - Хафиза, Бедиля,
Навои, Джами и др. Каждый маком состоит из 2 разделов - инструм. (мушкилат)
и вокального (наср). Каждый раздел состоит из неск. частей, к-рые, в свою
очередь, составляют тоже цикл.


Среди нар. инструментов: струнно-смычковые
- гиджак, сато, кобуз; струнно-щипковые - домбра, дутар, танбур, рубабы
(кашгарские и афганские); струнно-ударный чанг; духовые - сибизик, гаджир-най,
най, кошнай, була-ман, сурнай, карнай; ударные - дойра, нагора, сафоиль,
кошик и др. В результате исполнит. практики сложились ансамбли инструментов,
играющих в унисон. Это ансамбли резко и громко звучащих инструментов (карнай,
сурнай и на-гора), выступающие на открытом воздухе и исполняющие гл. обр.
воен. музыку и празднично-церемониальные мелодии. Ансамбли инструментов
сравнительно мягкого звучания выступают в разнообразном сочетании (всегда
включается дойра). Нек-рые изменения в составе инструм. ансамблей наблюдаются
с 70-х гг. 19 в., после присоединения Ср. Азии к России. В У. проникают
новые явления муз. иск-ва. В городах создаются рус. об-ва любителей музыки
(Ташкентское муз. об-во при содействии капельмейстера А. Ф. Эйхгорна, 1884,
с 1895 его возглавлял дирижёр В. И. Михалек; ташкентское хоровое об-во
"Лира", 1898, под рук. воен. капельмейстера В. В. Лейсека; Мар-геланское
муз. об-во под рук. Д. И. Михайлова и Самаркандское муз. об-во, созданные
в нач. 90-х гг.), организуются концерты силами рус. симф. оркестров, камерных
ансамблей, оперных трупп и приезжих гастролёров: рус. (Л. В. Собинов, А.
В. Нежданова, Ф. И. Шаляпин и Др.) и зарубежных. Огромную роль сыграли
военные духовые оркестры. К этим же годам относятся первые опыты обработки
узбекских мелодий для европейских инструментов (для духового оркестра -
Лейсек, для симфонического - Н. С. Кленовский). В 70-80-е гг. записи узб.
мелодий, а также мелодий др. народов Ср. Азии были сделаны Эйхгор-ном,
Ф. Пфеннигом и др.; Эйхгорном была собрана коллекция муз. инструментов
Ср. Азии и Казахстана, показанная в Москве, Петербурге и Вене. Подобные
работы проводились по частной инициативе и не поддерживались гос-вом.


После установления в У. Сов. власти
открылись огромные возможности для развития муз. культуры. Был проведён
ряд гос. мероприятий, способствовавших развитию узб. музыки. В 1918 создаются
нар. консерватории (Ташкент, Самарканд), в 20-е гг. возникает сеть
муз. уч. заведений, в 1934 - Высшая муз. школа в Ташкенте (с 1936 консерватория).
Важную работу вела Муз.-этнографич. комиссия по записи и изучению муз.
наследия народов Ср. Азии (1920-23), возглавляемая композитором
В. А. Успенским, внёсшим крупный вклад в развитие муз. культуры Узб. ССР.
Самаркандский НИИ музыки и хореографии (ИНМУЗХОРУЗ) под рук. композитора
Н. Н. Миронова (1928, с 1931 в Ташкенте, ныне Ин-т искусствознания им.
Хамзы Хакимзаде Ниязи) также вёл работу по собиранию и записи нар.
музыки. Первый Узб. муз.-драм. театр (1929) стал основой для создания
в Ташкенте в 1939 Узбекского театра оперы и балета и Узб. театра
муз. драмы и комедии им. Муки-ми (ныне Узб. муз. театр им. Мукими);
в кон. 20-30-х гг. возникли мн. обл. театры. Созданы филармония (1936),
Дом народного творчества (1937), Союз композиторов Узб. ССР (1938).
Всё это способствовало развитию нац. музыки. Она осваивает новые жанры
и средства выражения, в первую очередь достижения рус. и зап.-европ. муз.
классики. Начиная с 30-х гг. проводится реконструкция муз. инструментов
(в них был достигнут темперированный строй, большая сила звука и пр.).
Оркестры нар. реконструированных инструментов (возглавленные в филармонии
А. И. Петросяном, а впоследствии С. А. Алиевым; на радио и телевидении
Д. Закировым) расширили свои возможности, в том числе за счёт исполнения
многоголосных произв.


В развитии муз. культуры важную роль
сыграла деятельность основоположника узб. сов. поэзии и драматургии Хамзы
Хакимзаде Ниязи. В 1918-19 он создал первые узб. революц. песни.
Активно включились в муз.-обществ. жизнь республики и способствовали воспитанию
молодых музыкантов нар.-проф. музыканты - Ота Джалол Насыров, Ота Гияс
Абдуганиев, Леви Бабаханов, Ходжи Абдулазиз Расулев, Домулла Халим Ибадов,
Мулла Туйчи Ташмухамедов, Уста Алим Камилов, Тохтасын Джали-лов, Юнус Раджабов
и др. Они не только широко пропагандировали лучшие образцы муз. наследия,
многие из них создали одноголосные инструм. пьесы и песни на совр. тему,
выступили авторами и соавторами первых муз.-драматич. произв. Большое значение
имело их содружество с рус. композиторами, к-рые обрабатывали узб. мелодии
для разных исполнит. составов, а также создали первые симф., муз.-сценич.
произв. на основе нац. мелодий. Среди соч. для симф. оркестра - "Музыкальные
картинки Узбекистана" М. М. Ипполитова-Иванова (1931), "Ферганский
праздник" В. А. Золотарёва (1931), сюита "Лола" А. Ф. Козловского
(1937); муз. драмы - "Гюль-сара" Р. М. Глиэра (с участием Т. Джа-лилова
и Т. Садыкова, 1936), "Фархад и Ширин" В. А. Успенского (с участием
Ш. Шоумарова и Г. А. Мушеля, 1937)и др.


К 30-м гг. относятся первые творч.
опыты узб. композиторов М. Ашрафи, Т. Садыкова, М. Бурханова,
С.
Юдакова (песни, произв. для инструм. составов). Тогда же появляются
первые нац. оперы, созданные в соавторстве с рус. музыкантами,-
"Буран" Ашрафи и С. Н. Василенко (1939), "Лейли и Меджнун" Глиэра и Садыкова
(1940), "Великий канал" Ашрафи и Василенко (1941).


Содружество композиторов разных национальностей
особо сильно сказалось в годы Великой Отечеств. войны 1941- 1945.
Наибольшее развитие в этот период получил жанр песни. Было создано много
патриотич. песен композиторами Ашрафи, Бурхановым, Козловским,
Садыковым, Юдаковым и др. В эти же годы важную роль сыграл жанр муз. драмы
(возникший ещё в 20-е гг.), отразивший героич. подвиги сов. людей,-"Курбан
Умаров", "Даврон-ота", "Мщение" (все - 1941), "Меч Узбекистана", "Кочкар
Турдыев" (обе - 1942), созданные в творч. содружестве композиторов Козловского,
Б. Б. Надеждина, Ашрафи, Садыкова, Василенко, Мушеля и др. с нар.-проф.
музыкантами (композиторами-мелодистами)- Джалиловым, Ю. Раджабовым и др.
Муз. драма способствовала развитию узб. оперного иск-ва. Были написаны
оперы на историч. темы (в т. ч. "Улуг-бек" Козловского, 1942). Появляются
симф. произв., посвящённые теме Великой Отечеств. войны (1-я - "Героич.
симфония", 1942; 2-я - "Слава победителям", 1944, Ашрафи; 3-я симфония
Мушеля, 1943; Симфония-рапсодия М. О. Штейнберга, 1942) и историч. прошлому
("Муканна" Успенского, 1944; 2-я симфония Мушеля, 1942).
Зарождается жанр инструм. концерта (2-й фп. концерт Мушеля, 1943).


В кон. 40-х и в 50-е гг. поднимается
проф. уровень композиторов. Создаётся ряд новых исполнительских коллективов:
оркестр народных инструментов Узбекского радио и телевидения (1947),
Хоровая
капелла (1949), исполняющих многоголосные произведения,
в
том числе хоры одного из основоположников нац. многоголосия М. Бурханова,а
также И. Акбарова, С. Бабаева, Б. Умеджанова, кантат-но-ораториальные
произв. Ашрафи, Юдакова, Д. Закирова, И. Хамраева, Бурханова. Муз. драмы
"Золотое озеро" М. Ле-виева (1949), "Нурхон" Джалилова и Г. Сабитова
(1952), "Любовь к Отчизне" Бабаева (1957), "Материнское поле"
И. Акбарова (1955) непосредственно подводят узб. композиторов
к созданию самостоятельных оперных произв. ("Гюльсара" Глиэра и Т. Садыкова,
1949). В кон. 1950-х гг. и в 60-е гг. появляются оперы "Дилером"
(1958), "Сердце поэта" (1962 и 1967) Ашрафи, "Проделки Майсары"
Юдакова (1959), "Хамза" Бабаева (1961), "Свет из мрака" Р. Хамраева
(1966) и др.


Большие достижения в 60-х - нач. 70-х
гг. наблюдаются в жанре симфонии, в к-рый узб. композиторы
внесли нац. интонац. строй и колорит, а главное - особенности
мелодич. развёртывания нар. музыки и макомов. Это "Симфонические рассказы"
Акбарова (1972), Первая симфония Р. Хамраева (1965), симфония "Наво" М.
Махмудова (1966), Третья симфония М. Таджиева (1972) и др. Интенсивная
работа ведётся и в жанре инструм. концерта (4-й фп. концерт Мушеля,
1950,
концерты Акбарова, Д. Сайдаминовой и др.). Определённые творч. успехи достигнуты
и в области камерной музыки (струнные квартеты Акбарова,
Б. Ф. Гиенко
и др.).


Композиторы У. создали также произв.
на тадж. (Юдаков, Бурханов), тат. (Я. Ш. Шерфединов), корейские
(Пак Ендин), уйгурские (Ш. Шаймарданова) темы. Широко представлено творчество
рус. композиторов (Р. Д. Вильда-нов, Б. И. Зейдман, В. Е. Князев, Ф. М.
Янов-Яновский, А. А. Берлин и др.), многие из к-рых участвуют и в процессе
развития узб. музыки (Козловский, Му-шель, Гиенко, Янов-Яновский
и др.).


'В 60-х - 1-й пол. 70-х гг. муз. жизнь
У, значительно активизировалась. Создайй новые коллективы, в их
числе камерные оркестры, эстрадные, в т. ч. Эстрадно-симф. оркестр
радио и телевидений (1974). Среди узб. исполнителей: дирижёры - нар. арт.
СССР М. Ашрафи, нар. арт. Узб. ССР Ф. Шамсу/гдинов, засл. деят. иск-в Узб.
ССР 3. Хакназа-ров; певцы - нар. артисты СССР X. Насырова, С. Кабулова,
нар. артисты Узб. ССР Н. Хашимов, К. Закиров, С. Ярашев, С. Беньяминов,
В. А. Грин-ченко, Р. Б. Лаут, Б. Д. <Давыдова, К. Исмаилова, Б. Закиров,
засл.
артисты Узб. ССР А. Азимов, М. Шамаева, Ю. Ту-раев и др.; знатоки макомов
- академик Ю. Раджабов, засл. деят. иск-в Узб. ССР Ф. Садыков.


История и теория узб. музыки получили
отражение в трудах: В. М. Беляева, В. А. Успенского, Е. Е. Романовской,
Н. Н. Миронова, Т. С. Вызго, Я. Б. Пек-кера, И. Р. Раджабова,
Ф. М. Карома-това, С. М. Векслера и др.


Работают (1976): Узб. театр оперы и
балета (Ташкент), Самаркандский театр оперы и балета (1964),
Узб. муз. театр им. Мукими (Ташкент, 1939), Театр оперетты (Ташкент, 1971),
Каракалпакский муз.-драматич. театр (Нукус, 1930), Хорезмский театр муз.
драмы (Ургенч, 1924), Кашкадарьинский театр муз. драмы (Карши, 1925), Андижанский
театр музыкальной драмы и комедии (1927), Ферганский театр муз. драмы и
комедии (1928), Бухарский театр муз. драмы и комедии (1930), Наманганский
театр муз. драмы и комедии (1931), Сур-хандарьинский муз.-драматич. театр
(Термез, 1935), Джизакский театр муз. драмы (1950), Сырдарьинский театр
муз. драмы (Гулистан, 1975); филармония, при ней: Гос. симф. оркестр
Узб. ССР (1938), оркестр нар. инструментов им. Т. Джалилова (1938),
струнный квартет (1952), Хоровая капелла (1949), ансамбли
песни и танца - "Шодлик" (1936), хорезмский "Лязги" (1958);
Узбеккон-церт (1966), Ташкентский мюзик-холл (1970, на базе эстрадного
оркестра, 1958), тат. эстрадный ансамбль "Хай-тарма", корейский
- "Каягим" (1965), вокально-инструм. ансамбли -"Ялла" (1972),
"Синтез" (1974); Ин-т искусствознания им. Хамзы Хакимзаде Ниязи
(1928); Ташкентская консерватория (1936), Ташкентский институт
культуры (1973), муз. уч-ща [Ташкент, Бухара, Наманган,
Самарканд (уч-ще иск-в), Фергана, Нукус (уч-ще иск-в), Ургенч,
Термез, Андижан, Бекабад, Карши, Гулистан], культ.-просвет.
техникумы и техникумы культуры (Ташкент, Нукус, Бухара, Карши,
Наманган),
211 детских муз. школ, в Ташкенте спец. муз. школа, 3 муз. школы-десятилетки;
Союзы композиторов - Узб. ССР, Каракалп. АССР (1967).


Лит.: М и р о н о в Н., Песни
Ферганы, Бухары и Хивы, Таш., 1931; Беляев В. М., Музыкальные инструменты
Узбекистана, М., 1933; Пути развития узбекской музыки, Сб. статей, Л. -М.,
1946; Петросянц А. И., Инструментоведение. Узбекский оркестр реконструированных
народных инструментов, Таш., 1951; Вызго Т., Узбекская ССР, 2 изд., М.,
1957; е ё ж е, Развитие музыкального искусства Узбекистана и его связи
с русской музыкой, М., 1970; Музыкальная культура Советского Узбекистана.
Очерки, Таш., 1955; Алимбаева К., Ахмедов М., Народные музыканты Узбекистана,
Таш., 1959; Узбекистон халк. созандалари, Тошкент, 1974; К а р о м а тов
Ф., Хамза Хаким-заде Ниязи и узбекская советская музыка, Таш., 1959; его
же, Узбекская инструментальная музыка, Таш., 1972; П е к к е р Я., В.А.Успенский,
Таш., 1959; е г о ж е, Узбекская опера, М., 1963; Вызго Т. С., Петросянц
А. И., Узбекский оркестр народных инструментов, Таш., 1962; Э й х г о р
н А., Музыкально-этнографические материалы, [пер. с нем.], Тащ., 1963;
Вопросы музыкальной культуры Узбекистана. Сб. статей, в. 1-2, Таш., 1963;
Р а ж а б о в И., Макомлар ма-саласига доир, Тошкент, 1963; В е к с л е
р С. М., Очерк истории музыкальной культуры, Таш., 1965; Янов-Яновская
Н., Музыка узбекского кино, Таш., 1969; Проблемы музыкальной науки Узбекистана,
Таш., 1973; История узбекской советской музыки, т. 1 - 2,
Таш., 1972 - 73; История музыки народов СССР, т. 1-5, 2 изд., М., 1970
- 74. Ф. М. Кароматов.
XVII. Танец. Балет


У народов, населяющих Среднюю Азию,
издавна существовали танцы, связанные с бытом, религ. обрядами и праздниками.
Об этом свидетельствуют наскальные рисунки, изображающие танцующие фигуры.
В 8-4 вв. до н. э. проф. танцовщики из Самарканда, Бухары, Ташкента были
широко известны во мн. гос-вах Востока. Историч. хроники указывают на популярность
и развитость танц. иск-ва в 9- 12 вв., 14-16 вв. Совр. узб. хореография
владеет мн. жанрами, видами, школами танца, в т. ч. классич. узбекского.
В отличие от классич. танцев народов Востока, в к-рых преобладает повество-ват.
рассказ, передающий содержание танца через жест, мимику, пантомиму, узб.
классич. танец лишён конкретной образности, движения несут чисто эмоциональную
нагрузку. Узб. классич. танцы раскрывают обобщённые темы - счастье и горе,
радость и печаль, темы жизни и смерти, восхищение перед красотами природы
и величием стихии и др. Узб. нар. танцы, отражающие трудовую и боевую тематику,
используют и движения классич. узб. школы. Классич. узб. танец в дальнейшем
образовал 3 школы - ферганскую, хорезмскую и бухарскую, каждая из к-рых
владела самостоят. танц. лексикой, а также разработанной системой
воспитания танцовщиков. Танцы объединялись в своеобразные танц. сюиты "катта-уйин"
(ферганская), "маком уфар" (хорезмская), "маком рак-си" (бухарская).
В силу историч. условий наибольшее развитие получила ферганская школа.


Однако, обладая в прошлом высокоразвитой
проф. хореографией, узбеки к нач. 20 в. почти потеряли массовый нар. танец
- законы адата и шариата его запрещали. Танец продолжал развиваться только
в среде проф. танцов щиков, в сольном исполнении, тогда как широкие массы
не смели танцевать даже в дни нар. празднеств. В 1918 нац. узб. танец начал
как бы заново формироваться как нар. массовое иск-во, вобрав в себя эмоции
и ритмы революц. лет и традиции классич. узб. хореографии. Первыми такими
танцами были танцы-марши, создававшиеся в агитац. бригадах и исполнявшиеся
проф. танцовщиками. Возрождённый традиц. танец наполнялся новым содержанием.
В 1923 Кари Якубов создал концертную труппу, в к-рую вошли известные
музыканты и молодая танцовщица Тамара Ханум. В 1926 организовалась Первая
передвижная этно-графич. труппа, в составе к-рой были известные
музыканты, певцы и танцовщиг ки-хореографы. В 1928 труппа составила
ядро первого Экспериментального муз. театра (с 1929 - первый Узб. муз.-дра-матич.
театр). В труппе (при ней работала студия) формировался новый
сценич. танец, позднее получивший широкое признание. В 1936 в Ташкенте
был создан Узб. ансамбль песни и танца, к-рый вобрал лучшие традиции
народной и классич. узб. хореографии (с 1956 называется "Шодлик", гл.
балетм. нар. арт. Узб. ССР И. Акилов); в 1957 создан ансамбль "Бахор"
(руководитель М. Тургунбаева); в 1958 - Хорезмский ансамбль песни
и танца "Лязги" (руководитель нар. арт. Узб. ССР Г. А. Рахимова).


В 1928 в студии, работавшей при этно-графич.
труппе, по инициативе Тамары Ханум начали обучать юношей и девушек элементам
европ. классич. балета (педагог К. А. Бек), позже в первом Узб.
муз. театре классич. танцу учили Н. К. Егоров, В. Н. Губская, А. И. Вильтзак,
П. К. Йоркин. В 1933 в этом театре был пост. первый нац. балет "Пахта"
("Хлопок") Р. А. Раславца (балетм. Бек и У. А. Камилов).
Спектакль, показавший, что труппа способна осваивать мно-гоактные
балеты, сочетал нар. танцы ферганской школы с действенной пантомимой.
В 1939 была осуществлена удачная пост. балета "Шахида" Ф. Таля (балетм.
А. Р. Томский, Камилов, Тургунбаева). В 1935 в Ташкенте
открылась Узб. респ. балетная школа им. Тамары Ханум, где европ. классич.
танец преподавала Е. К. Обухова. В 1939, после создания Узб. театра оперы
и балета, были предприняты активные поиски форм нац. балетного спектакля.
В репертуар вошли новые работы: "Гу-ляндом" Е. Г. Брусиловского (1940,
балетм. И. И. Арбатов, Тамара Ханум, Камилов, Губская), "Сердце
гор" А. М. Ба-ланчивадзе (1940, балетм. Е. Н. Барановский). В 1941
состоялся выпуск учеников балетной школы (после чего школа прекратила работу),
в труппу театра были приняты её воспитанники, талантливые танцовщики Г.
Б. Измайлова и др. В 1943 по инициативе балетм. Ф. В. Лопухова был пост.
балет "Акби-ляк" С. Н. Василенко (балетм. Камилов, Тургунбаева),
сюжет к-рого основывался на узб. нар. сказках. В 1944 при театре была создана
балетная студия. В 1947 балетм. Йоркин осуществил постановку балета "Коппелия"
Л. Делиба с Измайловой в заглавной партии, в 1948 -"Лебединое озеро", "Бахчисарайский
фонтан" и др.


В Ташкенте параллельно работал рус.
оперно-балетный театр им.Свердлова (открылся в 1918 на базе нар. консерватории),
где
до 1925 ставились только оперы. В 1948 произошло слияние балетных трупп
этого театра и Узб. театра оперы и балета им. Навои. В 1947 начало работать
Узб. хореографическое уч-ще, в 1954 первые его выпускники составили
ядро балетной труппы театра. В 1953 балетмейстерский ф-т ГИТИСа
им. Луначарского окончили Губская, И. Юсупов и др. В 1953
балетм.Губская на основе хореографии В. П. Бурмейстера пост. "Берег счастья"
А. Э. Спадавеккиа, в 1963 балетм. Юсупов на основе хореографии К.
А. Сергеева - "Тропою грома" К. А. Караева.


Узб. композиторы и балетмейстеры в
совместных поисках создали оригинальные спектакли "Мечта" И. Акбарова (1959,
балетм. Измайлова), "Сорок девушек" Л. В. Фейгина (1967, балетм.
А. В. Кузнецов), "Сухайль и Мехри" М. Левиева (1968, балетм. 3.
И. Акилова, И. Акилов), "Амулет любви" (1969, балетм. Измайлова,
А. Л. Андреев), "Тимур Малик" (1970, балетм. Юсупов) и "Любовь
и меч" (1974, балетм. Н. С. Маркарьянц) М. Ашрафи. В нац. балетах
балетмейстеры и ведущие артисты труппы осваивали новые формы классич. танца,
органично сочетая приёмы европ. техники классич. танца с узб. традиц. классическим
и совр. народным танцами. В 1964 открылся Самаркандский театр оперы и балета
(в 1965-69 гл. балетмейстер Т. Дусметов, с 1969 - А. Муминов). Ведущие
деятели балетного иск-ва республики: артисты - нар. артисты СССР М. Тургунбаева,
Г. Б. Измайлова и Б. Р. Кариева; нар. артисты Узб. ССР К. Юсупова, X. А.
Камилова, Р. Тан-гуриев, В. А. Васильев; засл. артисты Узб. ССР В. Я. Проскурина,
С.
Р. Тан-гуриева, С. III. Бурханов, Г.. Р. Хамраева и др.;
балетмейстеры - Йоркин, нар. артисты СССР Тамара Ханум,
Тургунбаева,
Измайлова;
нар. артисты Узб. ССР У. А. Камилов,
Губская,
засл. арт.
Узб. ССР Юсупов, Маркарьянц и др. Изучением истории узб. балетного театра
занимается отдел театра, кино и хореографии Ин-та искусствознания им. Хам-зы
Хакимзаде Ниязи. Ведущий балето-вед республики Л. А. Авдеева.


Лит.: Авдеева Л. А., Народная
артистка СССР Тамара Ханум, Таш., 1959; её же, М. Тургунбаева, Таш., 1959;
её же, Танцевальное искусство Узбекистана, Таш., 1960; её же, Танец Бернары
Кариевой, Таш., 1973; её же. Балет Узбекистана, Таш., 1973; её же, Галия
Измайлова, Таш., 1975; Корсакова А., Узбекский театр оперы и балета им.
Алишера Навои, М., 1959.
XVIII. Драматический театр


Элементы сценич. действия содержались
в культовых церемониях, обрядах, нар. играх и календарных празднествах.
Широкую популярность приобрёл коме-дийно-сатирич. репертуар театра масха-рабозов
и кызыкчи, к-рые на протяжении веков были выразителями нар. идеологии,
играли важную роль в развитии идейно-эстетич. мысли народа. Большое значение
для возникновения национального театра имели деятельность русских проф.
и любительских трупп, гастролировавших в Туркестане с 70-х гг. 19 в., выступления
известных рус. актёров, в т. ч. Н. И. Со-болыцикова-Самарина, С. Л. Кузнецова,
М. В. Дальского, бр. Адельгейм, П. Н. Орленева, В. Ф. Комиссаржевской.
Не менее важное значение имели выступления приезжих тат. и азерб. трупп.
В нач. 20 в. в среде передовой узб. интеллигенции зародилось движение за
создание узб. театра европ. типа.


Основы демократия, драматургии и театра
заложил Хамза Хакимзаде Ниязи. В 1915 он организовал в Коканде полу-проф.
труппу, к-рая поставила неск. спектаклей, в т. ч. пьесу Хамзы "Отравленная
жизнь". Ценный вклад в формирование демократич. театра внесла также труппа,
созданная в 1914 в Ташкенте поэтом-просветителем А. Авлони.


Интенсивное развитие узб. театр. иск-ва
началось после победы Окт. социалистич. революции. В 1918 Хамза создал
в Фергане первый узб. сов. театр - Краевая разъездная политич. труппа,-выступавший
на фронтах Гражд. войны и в городах республики. Ставились пьесы Хамзы -
"Бай и батрак", тетралогия "Ферганские трагедии" (среди актёров - М. Ка-ри-Якубов,
X. С. Исламов, М. А. Кузнецова). Позднее по инициативе Хамзы возникли
узб. театры в Коканде и Андижане (оба в 1919), Хиве (в 1922)
и
др. городах. В 1919 под рук. М. Уйгура в Ташкенте начала работать узб.
труппа им. К. Маркса (актёры Я. Бабаджа-нов, М. Мухамедов, А. Хидоятов,
М. Ка-риеваидр.). В 1918-19 открылись рус. сов. театры в Ташкенте
и Самарканде; при клубах, различных уч. заведениях, в частях Красной Армии
развивалась художеств. самодеятельность. В 1920 часть актёров из
коллектива Хамзы влилась в состав труппы им. К. Маркса, создав Образцовую
краевую драма-тич. труппу. Многие из одарённых её участников во главе с
Уйгуром, а также группа талантливых актёров из театр. самодеятельных кружков
др. городов в 1924 были направлены для занятий в театр. студии при Узб.
доме просвещения в Москве.


В 1925 др. группа молодых актёров начала
заниматься в Театр. техникуме им. М. Ф. Ахундова в Баку. Мн. выпускники
моск. и бакинской студий вошли в состав Центр. гос. труппы в Самарканде.
В 1929 самаркандская труппа была реорганизована в Гос. узб. драматич. театр,
ныне Узбекский театр драмы им. Хамзы (с 1931 работает в Ташкенте).
Этот театр стал центром узб. сценич. культуры, способствовал развитию др.
театр. коллективов республики. На рубеже 20-30-х гг. в У. происходил процесс
дальнейшего развития сети проф. театров, создавались новые коллективы в
Самарканде, Бухаре, Фергане, организовывались колх.-совх. театр. труппы.
В 30-е - нач. 40-х гг. на сценах узб. театров были поставлены спектакли,
мн. из к-рых свидетельствовали о росте мастерства ведущих актёров, об освоении
ими принципов учения К. С. Станиславского: "Сожжём" (1931) и "Честь
и любовь" (1936) К. Яшена, "Гамлет" (1935) и "Отелло" (1941)
У.
Шекспира, "Любовь Яровая" К. А. Тренёва (1937), "Гроза" А.
Н. Островского (1938), "Бай и батрак" Хамзы, "Егор Булычев и другие"
М. Горького (оба в 1939), "Человек с ружьём" Н. Ф. Погодина (1940)- в театре
им. Хамзы, "Платон Кречет" А. Е. Корнейчука (1935) - в Самаркандском театре.


В годы Великой Отечеств. войны 1941-
1945 сценич. достижения связаны с постановкой спектаклей: "Полёт орла"
И. Султанова, "Смерть оккупантам" Яшена (оба в 1942), "Муканна" X. Алим-джана
(1943), "Джалалетдин" М. Шейх-заде (1944), "Алишер Навои" Уйгуна и Султанова
<(1945,новая
ред. 1948). В эти годы, когда в У. работали мн. эвакуированные театры Москвы,
Ленинграда, Киева, Харькова и др. городов, особенно укрепились связи узб.
театра с театр. культурой др. народов Сов. Союза; крупнейшие мастера сов.
сцены оказывали большую помощь узб. театрам - участвовали в постановке
спектаклей, вели занятия по актёрскому мастерству и др. В послевоен. годы
были созданы новые пьесы узб. драматургов, репертуар театров значительно
расширился, обращение к драматургии др. республик, к сложным произведениям
мировой драматургии, решение новых творч. задач - всё это способствовало
обогащению театр. коллективов ценным художеств. опытом. Примечательными
явлениями нац. театра кон. 40-50-х гг. стали спектакли: "Кремлёвские куранты"
Погодина (1947), "Новбахор" Уйгуна, "Хамза" Яшена и А. Умари (оба
в 1949), "Заря Востока" Н. Сафаррва, "Мещане" Горького (оба 1951),
"Шёлковое сюзане" А. Каххара, "Ревизор" Н. В. Гоголя, "Семья" Попова (все
в 1952), "Легенда о любви" Н. Хик-мета (1953), "Дочь Ганга"
по Р. Тагору (1956), "Алжир, родина моя!" по М. Дибу (1957),
"Хуррият" Уйгуна, "Дядя Ваня" А. П. Чехова, "Юлий Цезарь" Шекспира
(все в 1958) и др. В 1940 С. Табибул-лаев (впервые в республике)
исполнил роль В. И. Ленина в спектакле "Человек с ружьём" Погодина. В пьесе
"Путеводная звезда" Яшена (1957) впервые в узб. драматургии создан образ
В. И. Ленина (в роли вождя - нар. арт. СССР Ш. Бурханов).


В 1961 в У. была проведена реорганизация
ряда муз.-драматич. театров в драматические, создавшая большие возможности
для развития этого вида театра. Видную роль в процессе активного обмена
творческим опытом сыграли проведённые в У. в 60-е гг. недели и дни лит-ры
и иск-ва РСФСР, Украины, Белоруссии, Туркмении и др.,
выступления
деятелей иск-ва У. в др. республиках. Ведущей становится устремлённость
узб. театра к филос., поэтич. и публицистич. театр. иск-ву, утверждаются
принципы высокоидейного, психологически и эмоционально насыщенного
спектакля. Основу репертуара составляют постановки произв. узб. драматургии,
в
лучших из к-рых нац. темы и образы обретают интернац. звучание; наиболее
значит. образцы сценич. прочтения рус. и мировой классики умножают вклад
узб. театра в сов. театр. культуру. В 60-е - сер. 70-х гг. поставлены "Люди
с верой" (I960, 1971) и "Неизвестный" (1963) И. Султанова, "Мирза
Улугбек" Шейхза-де (1961, 1965), "Кровавый мираж" (1964) и "Драма века"
(1968) С. Азимова, "Священная кровь" по Айбеку (1964), "Украденная
жизнь" М. Каору, "Убийца" Уйгуна (оба в 1965), "Король Лир" Шекспира (1966),
"В ночь лунного затмения" Карима (1966, 1974), "Милые мои матуш-ки"Каххара
(1967),"Царь Эдип"Софокла (1969), "Заря революции" Яшена,
"Потерянное
кольцо, или Сакунтала" Кали-дасы (оба в 1973),
"Перед заходом
солнца" Г. Гауптмана (1974)
и др. Узб. театры обращаются к произведениям
драматургов братских советских республик - А. Ф. Софронова, В. С.
Розова, М. Карима, Р. Ишмуратова, А. Е. Макаёнка, Н. Думбадзе, Ч. Айтматова
и др. В республике работают (1976): Узб. театр драмы им. Хамзы,
Узб. драматич. театр "Ёш гвардия", Узб. театр юного зрителя им.
Ю. Ахунбабаева, театр кукол (узб. и рус. труппы)
- в Ташкенте;
Узб. драм. театр им. Хамзы в Коканде, Узб. драм. театр в Каттакур-гане,
рус. театр драмы им. М. Горького и рус. ТЮЗ в Ташкенте, рус. драм. театры
в Самарканде и Фергане и др. Драматич. спектакли ставят также: Узб. муз.
театр им. Мукими (Ташкент), Ферганский театр муз. драмы и комедии,
Андижанский театр муз. драмы и комедии, Бухарский театр муз. драмы и комедии,
Хорезмский театр муз. драмы <(Ургенч),Кашкадарьинский театр
муз. драмы (Кар-ши). Каракалпакский муз.-драматич. театр (Нукус),
Джизакский театр муз. драмы, Сурхандарьинский муз.-драматич. театр (Термез),
Сырдарьинский театр муз. драмы (Гулистан).


Большое значение для развития узб.
театра имело творчество режиссёров - нар. артистов Узб. ССР М. Уйгура,
Я. Бабаджанова, А. О. Гинзбурга, Т. Ходжаева, актёров - нар. артистов СССР
А. Хидоятова, А. Бакирова, нар. артистов Узб. ССР А. Джалилова, М. Кариевой,
Ш. Каюмова, М. А. Кузнецовой, М. Миракилова, Ф. Назруллае-ва. Среди деятелей
театр. иск-ва (1975): нар. артисты СССР Ш. Бурханов, Г. Н. Загурская,
С. Ишантураева, Н. Ра-химов, Р. Хамраев, А. Ходжаев, А. Ша-муратова, нар.
артисты Узб. ССР Я. А6-дуллаева, Г. Агзамов, Т. Азизов, И. Алиева, С. Ахмедов,
К. Г. Ефремова, М. Р. Любанский, 3. Мадалиев, Э. Ма-ликбаева, М. Ф. Мансуров,
Я. Маматха-нов, 3. Мухамеджанов, С. Рахманов, 3. Садриева, Т. Султанова,
С. Табибул-лаев, А. Турдыев, Н. Г. Хачатуров, 3. Хидоятова, К. Ходжаев,
А. Файзиев, М. Юсупов.


В 1945 в Ташкенте был открыт ин-т театр.
иск-ва, ныне Ташкентский теат-рально-художеств. ин-т им. А. Н. Островского
- один из крупных центров театр. образования в Ср. Азии. Мн. выпускники
ин-та заняли ведущее место в драм. театрах У. и др. республик. Разработкой
истории и теории узб. театра занимается НИИ искусствовнания им. Хамзы Хакимзаде
Ниязи (осн. в 1928). В 1945 создано Театр. общество У.


Лит.: Олидор О., В борьбе за
сценический реализм, М., 1957; Уварова Г., Узбекский драматический театр,
М., 1959; Фельдман Я., Характер народа и сценические образы, Таш.,
1962; его ж е, Властители дум. Узбекские драматические актеры сегодня,
Таш., 1970; Узбекский советский театр, под ред. А. М. Рыбника, кн. 1, Таш.,
1966; История советского драматического театра, т.1-6,М.,1966-71;Рахмонов
М., Узбек театри, Тошкент, 1975. М. Р. Рахманов.



Цирк. Истоки циркового иск-ва
У. уходят своими корнями в древность. Сохранившиеся наскальные изображения
(2-е тыс. до н. э. <- начало н. э.), памятники, обнаруженные
при археологич. раскопках в древнем Самарканде (Афрасиаб, 5 <- 4
вв. до н. э.) и др. указывают на существование ещё в те времена
жанров дрессировки, джигитовки, жонглирования, акробатики, клоунады
и иск-ва канатоходцев. Развитие узб. цирка связано с конноспортивными воен.
упражнениями, нар. игрищами, бытом и укладом нар. жизни. Традиционны
номера: канатоходцы (дорбозы), эквилибристы на амортизирующей проволоке
(симбозы), гимнасты на трапеции (чичирикчи), акробаты (муаллакчи),
джигиты на лошади (чавандози), фокусники и манипуляторы (козбогловчи),
атлеты и борцы (палва-ны). Выступления сопровождаются оркестром
нар. инструментов. В кон, 19 - нач. 20 вв. создавались проф. цирковые труппы
(первая в 1904, под рук. М. Мансурова) и смешанные рус.-узб. труппы.
Антрепренёрами выступали Ф. Ю, Юпа-тов (в 1914 построил стационарный деревянный
цирк в Ташкенте), Т. Жигалов и др. Крупным организатором и артистом
нац. цирка в 1915-25 был А. Рахманов. В 1942 создан узб. цирковой коллектив,
куда вошли семьи канатоходцев Ташкенбаевых, джигитов Зариновых, гротеск-наездников
Ходжаевых. Среди известных мастеров (1976): канатоходцы Ташкенбаевы,
комики А. Юсупов, М. Юсупов, гротеск-наездница и дрессировщица собачек
Лола Ходжаева, клоу-лы П. Боровиков, Г. Заставников, Пан-си (П. С. Ульянов),
наездник X. Зари-пов, акробат на лошади Ловар Хаджаев. В 1976 открыт новый
Ташкентский цирк. Лит.: Боровков А., Дорвоз. Бродячий цирк в Узбекистане,
Таш., 1928; Аби-дов Т., Мастера узбекского цирка, Таш., 1973; Турсунов
Т., Карим Кизик Зари-фов, Тошкент, 1959; Обидо в Т., Юсуфджон Кизик, Тошкент,
1960; его же, Дорбозлар, киссаси, Тошкент, 1964. Т. X. Абидов.
XIX. Кино


В 1925 Наркомпрос Узб. ССР принял постановление
о создании треста "Узбек-госкино", были ассигнованы средства на стр-во
кинофабрики "Шарк Юлдуз" (ныне киностудия "Узбекфильм"). Началась
подготовка нац. творч. кадров, в кон. 20-х гг. группа молодёжи направляется
в моск. и ленингр. учебные заведения, др. группа овладевает специальностью
в процессе производств. деятельности, создаются спец. курсы, первый директор
и актёр узб. студии (а впоследствии режиссёр и сценарист) Н. Ганиев,
сыгравший значит. роль в становлении нац. кино, выпустил на узб. языке
книги-учебники "Киноактёр" и "Киносценарий". <. В период немого кино,
в 20-х гг., режиссёрами (В. К. Висковский, О. Н. Фрелих, М. И. Доронин,
М. <А. Авербах, К. А. Гертель, Ч. Г. Сабинский) и операторами
(А. Дорн, Ф. Вериго-Даровский) центральных студий были сняты художеств.
фильмы, отражавшие актуальные для республики проблемы,<- раскрепощение
узб. женщины ("Мусульманка", 1925, "Вторая жена", "Чадра", оба в 1927),
ликвидация басмачества и Гражд. война ("Шакалы Равата", 1927, "Крытый фургон",
1928, "Последний бек", 1930, и др.). Разоблачению реакционной деятельности
мусульм. духовенства посв. картины "Из-под сводов мечети" (1928),
"Дочь святого" (1931) и< др.


В агитфильмах, хроникальных и науч.-популярных
лентах поднимались насущные вопросы жизни республики, гл. обр. развитие
хлопководства, осуществление земельно-водной реформы. Первая попытка показать
индустриализацию сделана в художеств. фильме реж. Га-ниева "Подъём" (1931).
В нач. 30-х гг. в художеств. кино работали режиссёры Ганиев, С. Ходжаев,
Ю. Агзамов, в документальном <- М. Каюмов (реж. и оператор).
Картинами "Перед рассветом" (1933, реж. Ходжаев) и "Клыч" (1936,
реж. Агзамов) завершается период немого кино. В 1937 создан первый
звуковой фильм "Клятва", в к-ром ярко раскрылось дарование узб. актёров
(Я. Ба-баджанов, А. Исматов и др.), в 1940 <- "Азамат", а
также "Асаль", сценарий к-рого написан узб. драматургом К. Яше-ном, В годы
Великой Отечеств. войны в У. были эвакуированы киностудии др. республик.
В творч. содружестве с ними были поставлены "Александр Пархоменко" (1942),
"Два бойца", "Насреддин в Бухаре" (оба в 1943) и др. В 40-е гг.
популярностью пользовались узб. фильмы-концерты ("Друзьям на фронте", 1942,
"Подарок Родины", 1943, и др.). Мн. кинематографисты снимали во
фронтовых киногруппах.


В послевоен. годы значит. достижением
явилось создание фильмов "Тахир и Зухра" (1945, реж. Ганиев) и "Алишер
Навои" (1948, реж. Ярматов). Современности посв. картина "Дочь Ферганы"
(1948, реж. Ганиев), создан историч. фильм "Авиценна" (1957, реж.
Ярматов). В картине реж. Л. Фай-зиева "По путёвке Ленина" (1958)впервые
в узб. кино сделана попытка воссоздать образ вождя. В кон. 50-х
<-
нач.
60-х гг. на студию пришли выпускники ВГИКа и Высших режиссёрских курсов:
режиссёры <- Ш.< Аббасов, А. Хачатуров, Р. Батыров, Д. Салимов,
операторы <- X. Файзиев, Д. Фатхулин, художники
<-
Э.< Каландаров,
Н. Рахимбаев, Е. Пу-шин и др. В 60-х <-
1-й пол. 70-х гг. созданы
разнообразные по жанрам фильмы: "Птичка-невеличка" (1961), историч.
эпопея "Звезда Улугбека" (1965)<- оба реж. Файзиева; "Об этом
говорит вся махалля" (1961), "Ты не сирота" (1963), "Ташкент
<- город хлебный" (1970), "Абу Рейхан Бируни" (1974) <-
все реж. Абассова; "Дорога за горизонт" (1963, реж. Агзамов),
историко-революц. трилогия "Буря над Азией" (1965), "Всадники революции"
(1968), "Гибель чёрного консула" (1970), "Одна среди людей"
(1974) <- все реж. Ярматова; "Белые, белые аисты" (1965),
"Чрезвычайный комиссар" (1970), "Без страха" (1971) <-
все режиссёра Хамраева; "Нежность" (1967, реж. Ишмухамедов),
"Ждём тебя, парень" (1972, реж. Батыров)
и др. Продолжает развиваться
документальное, научно-популярное кино. В 50<-60-е гг. вышли документальные
картины режиссёра-оператора М. Каю-мова: "Пять рук человечества", "Вьетнам,
страна моя", "От весны до весны", "13 ласточек" и др. В документальном
кино работают также операторы А. Рахманов, А. Саидов, Т. Надыров, И. Ги-балевич,
Д. Салимов и др.


Периодически выходят киножурнал "Советский
Узбекистан", сатирич. киносборник "Наштар". В Ташкенте с 1968 (раз в 2
года) проводятся Междунар. кинофестивали стран Азии и Африки под
девизом "За мир, социальный прогресс и свободу народов". Практикуется показ
(декады) узб. фильмов в др. республиках. Начат выпуск мультипликац.
фильмов, освоено произ-во цветных и широкоэкранных фильмов. Ряд фильмов
создан совм. с кинематографистами Украины, Туркмении и др. республик. С
1958 работает Союз кинематографистов Узб. ССР. В 1975 в У. имелось 4469
киноустановок.


Лит.: Абул-Касымова X. Н., Рождение
узбекского кино, Таш., 1965; Т е-шабаев Д., Киноискусство советского Узбекистана,
М., 1968; его же, Пути и поиски, Таш., 1973. Д. Тешабаев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я