УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
железная
дорога облегчённого типа с колеёй, имеющей ширину, меньшую по сравнению
с нормальной шириной (1520 мм в СССР). У. ж. д. сооружают в основном
для обслуживания пром. предприятий, лесосек, шахт, рудников и т. п. В нек-рых
странах отд. участки жел. дорог сбщего пользования имеют узкую колею. У.
ж. д. строят с шириной колеи 1000, 914, 750 и 600 мм и др. В СССР
для наземных У. ж. д. установлена стандартная ширина колеи 750 мм (до
90% эксплуатируемых У. ж. д.). Гл. достоинство У. ж. д. - относительная
простота сооружения из-за меньших объёмов земляных работ, упрощённого и
облегчённого верхнего строения пути, а следовательно, меньшие первоначальные
капиталовложения по сравнению с жел. дорогой нормальной колеи, К недостаткам
относятся: меньшая провозная способность, необходимость перегрузки грузов
на стыке их с дорогами нормальной колеи, большая потребность в локомотивах,
подвижном составе (из-за меньшей массы поездов) и обслуживающем персонале.
У. ж. д. играют важную роль во внутр.
трансп. связях отдельных пром. районов, могут быть экономичны при малых
грузооборотах и небольших расстояниях перевозок. Для повышения экономич.
эффективности на У. ж. д. используют спец. грузовые тепловозы, большегрузные
вагоны, приспособленные для перевозок определённых грузов (леса, руды,
торфа и т. п.).
Лит. см. при ст. Железная
дорога.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я