УКРАИНСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И

УКРАИНСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И <БАЛЕТА
академический
им. Т. Г. Шевченко, старейший и ведущий муз. театр УССР. Открыт в 1867
в Киеве оперой А. Н. Верстов-ского "Аскольдова могила" в исполнении рус.
труппы. Здание театра в 1896 сгорело, в 1901 построено новое (арх. В. Шреттер).
Репертуар включал произведения М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова,
М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, А. Н. Серова, Дж. Верди, Р. Вагнера
и др. На киевской сцене были также поставлены оперы Н. В. Лысенко "Рождественская
ночь" (1903) и "Ноктюрн" (1914). Развитию муз.-сценич. культуры
театра способствовали дирижёры И. В. Прибик, В. И. Сук, И. О. Палицын,
А. М. Па-зовский, Л. П. Штейнберг, режиссёры И. П. Прянишников, Н. Н. Боголюбов.
В театре выступали Е. Д. Воронец, Н. И. Забела-Врубель, В. А. Лос-ский,
М. Е. Медведев, А. Ф. Мышуга, А. В. Нежданова, Д. А. Смирнов, Л. В. Собинов,
Ф. И. Стравинский, Ф. И. Шаляпин и многие др. Небольшую балетную труппу
возглавляли Б. Ф. Ни-жинская, М. М. Мордкин и др.


Окт. революция 1917 открыла широкие
возможности для развития театра; в 1919 он получил назв. Гос. оперный театр
им. К. Либкнехта, с 1926 - Киевская гос. академич. укр. опера (все постановки
осуществлялись на укр. яз.). В 1934 театр получил совр. название
(с 1939 - им. Т. Г. Шевченко). Его возглавили: дирижёр А. М. Пазовский,
режиссёр И. М. Лапицкий, балетмейстер Л. А. Жуков. Среди лучших спектаклей
20- 30-х гг.- "Борис Годунов" Мусоргского, "Кармен" Визе, "Нюрнбергские
мейстерзингеры" и "Лоэнгрин" Вагнера, "Турандот" Пуччини, "Тарас Бульба"
Лысенко, "Орлиный бунт" Пащенко, "Северный ветер" Книппера, балет "Красный
мак" Глиэра. Со 2-й пол. 30-х гг. в театре работали: дирижёры - В А. Дранишников,
В. Я. Йориш, Н. Г. Рахлин; режиссёры - В. Д. Манзий, Н. В. Смолич; балетмейстеры
- П. П. Вирский и др.; художники - А. Г. Петрицкий, А. В. Хво-стенко-Хвостов
и др. Были поставлены: оперы-"Щорс" Лятошинского, "Тихий Дон" и "Поднятая
целина" Дзержинского, "В бурю" Хренникова, "Даиси" 3. Палиашвили, "Пиковая
дама" Чайковского, "Проданная невеста" Сметаны, "Отелло" Верди и др.; балеты-"Спящая
красавица" Чайковского, "Бахчисарайский фонтан" Асафьева, "Лаурен-сия"
Крейна, "Сердце гор" Баланчивад-зе, "Лилея" Данькевича и др. Раскрылись
яркие дарования певцов: 3. М. Гайдай,< Б. Р. Гмыри, М. С. Гришко,
М. И. Донца, Ю. С. Кипоренко-Даманского, М. И. Литвиненко-Вольгемут, И.
С. Па-торжинского, О. А. Петрусенко, О. Д. Ропской, Л. А. Руденко и др.


В нач. Великой Отечеств. войны 1941-
1945 театр был эвакуирован в Уфу, в 1942-44 работал в Иркутске, объединившись
с Харьковским театром оперы и балета, в 1944 возвратился в Киев. Расширяя
классич. репертуар, возрождая лучшие довоенные постановки, театр создаёт
новые спектакли, среди к-рых произведения укр. композиторов: оперы - "Честь"
Жуковского (1946), "Молодая гвардия" Мейтуса (1947), "Богдан
Хмельницкий" Данькевича (1951); балеты - "Лесная песня" Скорульского
(1946), "Ростислава" Жуковского (1955); рус. и укр. классика-"Иван
Сусанин" Глинки (1948; Гос. пр. СССР, 1949),< "Князь Игорь"
Бородина (1952), "Тарас Бульба" Лысенко (1955); балеты композиторов
сов. республик-"Гаянэ" Хачатуряна (1947), "Золушка" (1949) и "Ромео и Джульетта"
(1955) Прокофьева, "Юность" Чулаки (1950), "Под небом Италии" Юровского
(1952), "Шурале" Яруллина (1955).


В кон. 50 - нач. 70-х гг. наряду с
постановками оперной и балетной классики коллектив активизировал работу
над воплощением произведений сов. композиторов, создавая монументальные
реа-листич. спектакли, отмеченные новаторским развитием лучших традиций
театра. Среди этапных постановок: оперы - "Война и мир" Прокофьева (1956),
"Милана" (1957), "Арсенал" (I960), "Тарас Шевченко" (1964), "Ярослав Мудрый"
(1975) Г. И. Майбороды, "Укрощение строптивой" Шебалина (1959), "Катерина
Измайлова" Шостаковича (1965; 1974, Гос. пр. УССР им. Т.Г.Шевченко, 1976),
"Гибель эскадры" Губаренко (1967), "Абесалом и Этери" 3. Палиашвили
(1972; Гос. пр. Груз. ССР им. 3. Палиашвили, 1973), "В бурю" Хренникова
(1974), "Тихий Дон" ("Григорий Мелехов") Дзержинского (1976);
балеты - "Лесная песня" Скорульского (2-я ред., 1958), "Тени забытых
предков" Кирейко (1963), "Спартак" Хачатуряна (1965), "Легенда
о любви" Меликова (1967), "Поэма о Марине" Яровинского (1968),
"Каменный властелин" Губаренко (1970).


В разное время в театре работали: дирижёры
- А. Э. Маргулян, В. О. Пира-дов, С. А. Столерман, В. С. Тольба, С. В.
Турчак; режиссёры - В. М. Скля-ренко<, Н. В. Смолич, М. П. Стефанович;
балетмейстеры - В. И. Вронский, С. Н. Сергеев; певцы -П. С. Белинник, Н.
Д. Ворвулев, Н. И. Гончаренко, В. Н. Гужо-ва, Ю. А. Гуляев, А. А. Иванов,
А. И. Кикоть, Н. К. Кондратюк, К. А. Лаптев, Л. Д. Лобанова, К. А. Минаев,
Т. В. По-номаренко, М. Д. Роменский, Б. А. Руденко, Е. И. Чавдар, Н. А.
Частий и др.; солисты балета - Н. А. Апухтин, А. А. Белов, А. И. Васильева,
Е. Н. Ершова,< И. П. Лукашова и др.


В труппе (1976): певцы - нар.
артисты СССР Д. М. Гнатюк, Е. С. Мирошниченко, А. Б. Соловьяненко, нар.
артисты УССР С. Д. Козак, В. М. Любимова, А. Ю. Мокренко, К. П. Радченко,
В. И. Тимохин, В. Я. Трегяк, Г. А. Туф-тина, 3. П. Христич, М. И. Шевченко;
солисты балета - нар. артисты СССР В. Ф. Калиновская, Е. М. Потапова, нар.
артисты УССР А. В. Гавриленко, В. И. Круглов, А. В. Лагода. Гл. дирижёр
- нар. артист СССР К. А. Симеонов, гл. режиссёр - нар. артист УССР Д. Н.
Смолич, гл. балетмейстер - засл. деят. искусств УССР А. Ф. Шекера, гл.
хормейстер - нар. артист УССР Л. Н. Венедиктов, гл. художник - нар. художник
СССР Ф. Ф. Нирод. Оперная труппа гастролировала в Югославии, Болгарии,
балетная - в Финляндии, Дании, Швеции, Франции, Югославии, Румынии, Египте,
Японии и др. Театр награждён орденом Ленина (1936) и орденом Трудового
Красного Знамени (1968).


Лит.: Стефанович М., Киевський
Державний театр ордена Ленша академичний театр опери та балету УРСР им.
Т. Г. Шевченка, Киев, 1968; Станишевський Ю. О., Украшський радянський
музич-ний театр. (1917 - 1967). Нариси историй, KHIB, 1970. Ю. А. Станишевский.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я