УКРАИНЦЫ

УКРАИНЦЫ нация в СССР, осн.
население УССР (по переписи 1970, 35 284 тыс. чел.; 74,9% всего населения).
Живут также в др. республиках СССР, в т. ч. в РСФСР (3346 тыс. чел.),
Казах. ССР (930 тыс. чел.), Молд. ССР (507 тыс. чел.), БССР
(191 тыс. чел.), Кирг. ССР (120 тыс. чел.), Узб. ССР (115
тыс. чел.) и т. д. Общая числ. в СССР 40 753 тыс. чел. За пределами
СССР У. живут в соседних социалистич. странах: Польше (ок. 300 тыс. чел.),
Чехословакии (св. 70 тыс. чел.), Румынии (ок. 70 тыс. чел.),
Югославии (ок. 40 тыс. чел.), а также в нек-рых капиталистич. странах
Европы и особенно Америки (в США - ок. 1 млн. чел., Канаде - 600-700 тыс.
чел., Аргентине- 150-160 тыс. чел., Бразилии- св. 100 тыс. чел.),
в Австралии (ок. 30 тыс. чел.). Это в основном потомки эмигрантов,
выехавших в кон. 19 - нач. 20 вв. преим. из зап.-укр. земель. Говорят на
украинском
языке.
Верующие - в большинстве православные. В зап. р-нах часть У.
в 16-17 вв. под давлением польск. феодалов приняла униатство.


У. вместе с русскими и белорусами относятся
к вост. славянам. Их общей эт-нич. основой была др.-рус. народность, сложившаяся
к 10 в. из близкородственных вост.-слав. племён и создавшая своё государство
- Киевскую Русь. В дальнейшем, в результате социально-эконо-мич.
и культурного развития в условиях политич. разобщённости др.-рус. земель
в период феод. раздробленности (12- 14 вв.), на основе др.-рус.
народности постепенно сложились три братские народности - русская, украинская
и белорусская. Приблизительно с 14-15 вв. У. выступают как самостоят.этнич.
общность со свойственными ей особенностями языка, культуры и быта. Центром
формирования укр. народности было Поднепровье - Киевщина, Полтавщина и
юж. Черниговщина. К этому этнич. ядру У. тяготело население других укр.
земель.


Несмотря на захват в 14 в. большинства
укр. земель польско-литов. феодалами, в. 16-17 вв., в связи с дальнейшим
социально-экономич. и культурным развитием, борьбой трудящихся масс (в
первую очередь феод.-зависимого крестьянства, а также рядового казачества)
против
литов., польск., венг. феод.-католич. агрессии, опустошительных набегов
тур.-тат. захватчиков, происходили консолидация и упрочение укр. народности.


Определяющими моментами этнич. истории
У. в 17 в. были усиление товарно-денежных отношений и зарождение буржуазных
связей, а особенно воссоединение Левобережной Украины с Россией (1654),
что стало актом великого историч. значения. Оно сыграло огромную роль в
дальнейшем экономич., политич. и культурном развитии У., спасло укр. народ
от иноземного порабощения. В 90-х гг. 18 в. в состав России вошла Правобережная
Украина.
Воссоединение Украины с Россией способствовало росту их производит.
сил, взаимообогащению культур двух братских народов, сплотило и усилило
оба народа в их борьбе против внутр. поработителей и внеш. захватчиков.


Начавшийся в 17 в. процесс складывания
У. в буржуазную нацию завершился в 19 в. после отмены крепостного права
и утверждения капиталистич. отношений. В результате быстрого развития различных
отраслей пром-сти на основных укр. землях, входивших в состав России, сформировался
передовой отряд укр. трудящихся - рабочий класс. Вместе с трудящимися др.
наций, в первую очередь с героич. рус. пролетариатом, под руководством
партии большевиков он повёл решит. борьбу против царизма, укр. и рус. помещиков
и капиталистов за социальное и нац. освобождение. Рево-люц. движение на
Украине оказало большое влияние на развитие освободит. борьбы трудящихся
зап.-укр. земель (Вост. Галиции, Сев. Буковины, Закарпатья), находившихся
под гнётом Австро-Венгрии.


После победы Великой Окт. социалистич.
революции, свергнувшей власть помещиков и буржуазии, трудящиеся массы Украины
вместе с трудящимися др. сов. народов разгромили внутр. и внеш. контрреволюцию
и их агентуру - укр. бурж. националистов и создали своё нац. суверенное
государство - УССР, к-рое объединило в составе СССР укр. земли. С построением
социализма У. сформировались в социалистич. нацию. В 1939 в состав УССР
вошла Зап. Украина, в 1940 - Сев. Буковина, а также Хотинский, Ак-керманский
и Измаильский уезды Бессарабии, в 1945 - Закарпатье. Т. о. в составе УССР
были воссоединены исконные укр. земли.


Особенности историч. развития различных
частей Украины, разница в геогра-фич. условиях обусловили возникновение
нескольких крупных историко-этно-графич. областей: центр.-вост. (юго-вост.),
северной (Полесье) и западной (юго-зап.), в пределах к-рых,
в свою очередь, выделяются более мелкие р-ны и отдельные этнографич. группы
У. (напр., в Полесье - литвины и полещуки, на Ю.-З. укр. горцы - гуцулы,
бойки, лемки).
При наличии ряда локальных особенностей народно-бытовой
культуре всех групп У. свойственны общие черты. Традиц. крестьянским жилищем
У. до Окт. революции 1917 была хата, преим. с двух-, реже трёхкамерной
планировкой, глинобитным полом, четырёхскатной или двускатной (Полесье)
соломенной крышей, как правило, внутри и снаружи побеленная. В Полесье
и ряде р-нов Галиции жилище оставалось вплоть до нач. 20 в. курным или
полукурным.


Противоположная от входа стена, а также
печь (помещалась справа или слева от входа) часто разрисовывались
цветами. По диагонали от печи находился парадный угол, украшенный рушниками,
стояли стол или скрыня (сундук). Вдоль стен располагались лавы для
сидения, между печью и поперечной стеной настилался пил для спанья. Над
ним висела жертка, служившая вешалкой. На стене или в углу при входе устраивался
миснык для посуды. Крестьянский двор включал, в зависимости от зажиточности
хозяина, кроме жилища, обычно расположенного фронтоном к улице, одну или
несколько хоз. построек. Укр. сёла всегда отличались обилием зелени.


Разнообразной и красочной была нар.
одежда У. Женский костюм состоял из вышитой рубахи (сорочки) и поясной
одежды - дерги, запаски, плахты, с 19 в. - юбки (спидницы),
к к-рой в прохладную погоду добавляли безрукавки (керсетки, киптари и др.).
Девушки заплетали волосы в косу, укладывали вокруг головы, украшая цветами,
венком из бумажных цветов, пёстрыми лентами. Женщины носили различных видов
чепцы, покрывая их длинной полотенцеоб-разной намиткой или платком.
Мужской
костюм состоял из сорочки и штанов (на Полесье и в Карпатах узких, на остальной
терр.- преим. типа шаровар) с добавлением также безрукавок (у гуцулов
и др. горцев - меховых). Головным убором служили соломенные шляпы
- брыли, войлочные или барашковые шапки. В холодное время мужчины и женщины
носили свиту из домотканого сукна, преим. долгополую, зимой - разнообразные,
обычно длинные, овчинные кожухи.


В процессе построения социалистич.
общества в СССР произошли большие изменения в материальной и духовной культуре
У. Реконструированы города, выросли новые крупные благоустроенные пром.
центры. Изменили свой облик и укр. сёла; они электрифицированы и радиофицированы.
Большинство их - благоустроенные поселения с адм.-хоз. центром, совр. жилыми
домами и производст-венно-хоз. постройками совхоза или колхоза, обычно
вынесенными к околице. В поселениях У. стойко сохраняется тра-диц. приверженность
к озеленению. Вместо хат они застроены совр. жилищами, в архитектуре к-рых
используются лучшие нар. традиции. Коренные изменения произошли в интерьере,
к-рый приближается к городскому. Комнаты меблированы совр. фабричной мебелью,
в быт прочно вошли многочисленные новые предметы хоз. и культурно-бытового
назначения - холодильники, телевизоры и т. д.


Совр. одежда У. характеризуется повсеместным
распространением городского общеевроп. костюма с сохранением ряда элементов
укр. нац. одежды и нац. одежды др. народов СССР (особенно в сел. местности).


В процессе социалистич. строительства
произошла коренная перестройка обществ. и семейного быта У. На смену старому,
основанному на классовом антагонизме быту пришёл новый, социалистический,
коллективистский быт со свойственным для него единством личных и обществ.
интересов. Сложились новые отношения в семье, характеризующиеся равноправным
положением её членов.


На новой социалистич. и интернац. основе
получило дальнейшее развитие традиционное устно-поэтическое, муз., хореографическое
нар. творчество У., а также разнообразные жанры нар. изобразительного иск-ва
- художеств. роспись, вышивка, керамика, резьба по дереву, ковроткачество
и пр.


Процесс социалистич. преобразований
на всех укр. землях способствовал консолидации укр. социалистич. нации;
этнографич. особенности отдельных р-нов и групп укр. народа всё больше
стираются. Одновременно происходит дальнейшее сближение У. с другими сов.
народами. Совр. укр. социалистич. нация вместе со всеми социалистич. нациями
и народностями СССР составляет новую историч. общность - советский народ.
Об
истории, экономике и культуре У. см. в ст. Украинская Советская Социалистическая
Республика.



Лит.: Народы Европейской части
СССР, т. 1, М., 1964 (лит.); Восточно-славянский этнографический сборник.
Очерки
народной материальной культуры русских, украинцев и белорусов в XIX - начале
XX вв., М., 1956; 1стория Украинськой РСР, т. 1 - 2, Киев, 1967; Г у с
л и с т ы й К. Г., Ленин и вопросы этнической истории украинского народа,
"Советская этнография", 1970, .No 5; его же, До питания про утворення украинськой
наци, Ки1в, 1967; Самойлов и ч В. П., Народна творчхсть в apxiтектypi сильського
житла, Киев, 1961; Украинське народне мистецтво, т. 2, Кшв, 1961; Стельмах
Г. Ю., 1сто ричний розвиток сшьських поселень на Укра-ини, Киев, 1964;
Н а у л к о В. I., Етничний склад населения УРСР, Кшв, 1965; Кравець О.
М., Симейний побут i звичай укра-инського народу, Кшв, 1966; К у в е н
ь о в а О. Ф., Громадський побут украшсько-го селянства, Кшв, 1966; Г о
ш к о Ю. Г., Громадський побут роботников Захидной Украини. (1920-1939
pp.), Кшв, 1967; М а л а н ч у к В. А., 1нтерьер украинського народного
житла, Кшв, 1973; Горленко В.Ф., Б о и к о I. Д., К у н и ц ь к и й О.
С., Народна землеробська техника украинцев, Киев, 1971; Здоровега Н. I.,
Нариси народной весильной обрядовости на Украини, Киев, 1974. В. Ф.
Горленко.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я