УМОЗРЕНИЕ
идеалистически
ориентированное филос. мышление, абстрагирующееся от чувственного опыта.
У., по выражению Ф. В. Шеллинга, "конструирует" бытие, пытаясь вывести
всю полноту мирового целого из исходных категорий. В истории идеализма
выявились два типа У.- рационалистический и интуитивистский. Первый характеризуется
преобладанием понятийной работы с абстракциями по типу математич. мышления
(ср. роль математики как образца для У. в пифагореизме, платонизме,
неоплатонизме), связан с решением фор-мально-логич. проблем и вопросов
идеа-листич. диалектики. Второй тип характеризуется стремлением к непосредственному,
интуитивному "созерцанию" идеи как эйдоса, т. е. некоего духовного
образа; он также иногда играл известную роль в развитии диалектики (напр.,
у Плотина, Я. Бёме), однако обычно перерождался в мистику.
Будучи
преобладающим методом филос. мышления в антич. философии и господствующим
в ср.-век. схоластике, У. было отвергнуто Ф. Бэконом, для
к-рого "наука есть опытная наука и состоит в применении рационального метода
к чувственным данным" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 142),
и всей материалистич. мыслью нового времени. См. статьи Спекулятивное,
Интуиция. С. С. Аверинцев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я