УНАМУНО
(Unamuno)
Мигель де (29.9. 1864, Бильбао,-31.12.1936, Саламанка), испанский писатель,
философ, общественный деятель. Один из вождей "Поколения 1898 года" (см.
Испания,
раздел
Литература). Баск по национальности. Получил филологич. образование. С
1891 профессор, с 1901 ректор Саламанкского ун-та. В 1924 за выступления
против диктатуры Примо де Риверы сослан на Канарские о-ва, откуда бежал
во Францию, в эмиграции до 1930. При республике У.- депутат кортесов; с
1932 академик. Выступал против республики, считая, что она не может обеспечить
гражд. мир и нац. единство, однако уже в окт. 1936 решительно осудил фаш.
мятеж.
Деятельность У. многообразна.
Как публицист он неизменно занимал резко критич. позицию по отношению к
исп. буржуазно-помещичьему обществу ("Об исконности", 1895, и др.). В 90-е
гг. интересовался марксизмом; активно сотрудничал в социалистич. еженедельнике
"Луча де классе". После религ. кризиса 1897 отошёл от социализма и начал
разрабатывать филос. концепцию, предвосхитившую ряд положений персонализма
и
экзистенциализма.
Огромное
влияние на У. оказали идеи и творчество Л. Н. Толстого, а также Б. Паскаля
и позже С. Кьеркегора. Центр, проблема философии У.- духовная жизнь личности,
сосредоточенная, по его мнению, на стремлении разрешить противоречия конечного
и бесконечного: жажде личного бессмертия противоречит рационалистич. уверенность
в конечности сущего, потребности в вере - невозможность веры для совр.
разума. У. вводит понятие "аго нии"
- особого трагич. восприятия жизни, вызванного непримиримым дуализмом разума
и веры ("Трагическое чувство в жизни людей и народов", 1913; "Агония христианства",
1924). Творчество, любовь, дружба, материнство и т. п. представляются специфическими
для человека способами преодолеть конечность существования, запечатлеть
"я" в мире ("Жизнь Дон Кихота и Санчо", 1905; "Абель Санчес", 1917; "Тётя
Тула", 1921, и др.). У. подверг критике сциентизм ("Любовь и педагогика",
1902), утверждал личный, "экзистенциальный" характер филос. истины, констатировал
противоречия науч. и духовного прогресса, считал возрождение личности ("геро-ич.
безумие", "кихотизм") единственной возможностью выхода из тупика совр.
бурж. мира. В последнем произв.- повести "Святой Мануэль Добрый, мученик"
(1933) У. поставил вопрос о необходимости соотнесения личности и народа.
После первого романа "Мир
во время войны" (1897) У. переходит к экспериментальному художеств. повествованию:
обнажённость конструкции, параболич-ность, марионеточность персонажей,
система авторских масок и псевдонимов характерны в особенности для романа
"Туман" (1914). Позже У. возвращается к реализму, однако противопоставляет
"внутреннюю реальность", реальность воображения и воли "внешней реальности"
(книга "Назидательные новеллы", 1920). У. стремился лишь к передаче "внутренней
реальности", однако персонажи его лучших новелл социально и психологически
достоверны. Обширное поэтич. наследие У. отличается гуманистич. богатством
тем, классич. ясностью, виртуозным владением исп. стихом, исповедальной
искренностью ("Песенник", издан посмертно). Важнейшее место в творчестве
и философии У. занимала Испания - судьба её народа и культуры, любовное
переживание пейзажа, традиций, памятников языка и искусства.
Влияние У. на исп. культуру
20 в. огромно. В течение неск. десятилетий многие его работы были запрещены
като-лич. церковью. Наследие У. способствовало освобождению исп. интеллигенции
из-под власти католич. ортодоксии, развитию критического, бунтарского мышления.
Портрет стр. 11.
Соч.: Obras completas,'v.
1-14, Madrid, 1958-72; Obras selectas, 4 ed., Madrid, 1960; в рус. пер.
- Две матери, М., 1927; Три повести о любви с прологом, М., 1929; Назидательные
новеллы, М. -Л., 1962; Туман, М., 1972; Стихи, "Иностранная литература",
1974, № 2.
Лит.: Зыкова А. Б.,
Экзистенциализм в Испании, в сб.: Современный экзистенциализм, М., 1966;
Тертерян И. А., Испытание историей. Очерки испанской литературы XX века,
М., 1973; Granjе1 L., Retrato de Unamuno, Madrid-Bogota, 1957; Marias J.,
Miguel de Unamuno, Madrid, 1960; Со11adо J.-A., Kierkegaard у Unamuno,
Madrid, 1962; Sсhurr Fr., Miguel de Unamuno. Der Dichterphilosoph des tragischen
Lebensgefuhls, Bern-Munch., 1962; Sa1cedо Е., Vida de Don Miguel. Unamuno
en su tiempo, en su Espana, en su Salamanca, Salamanca, 1970; Garcia Blanco
M., En torno a Unamuno, Madrid, 1965; Unamuno centennial studies. [Texas],
1966; I 1 i e P., Unamuno: an existential view of self and society, Madison,
1967; Unamuno a los cien anos, [Salamanca], 1967; Unamuno: creator and
creation, Berkeley - Los Ang., 1967.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я