УНИВЕРСАМЫ
универсальные
магазины самообслуживания, крупные магазины, имеющие в продаже продовольственные
и непродовольственные товары повседневного спроса. Все товары в У., предварительно
расфасованные и подготовленные к продаже, открыто выкладываются на торговом
оборудовании или в контейнерах (т. н. тара-оборудование).
Впервые У. возникли в США
в 1930 (см. Супермаркет), в 60-х гг. получили широкое распространение
в странах Зап. Европы. В социалистич. странах первые У. появились в Чехословакии
в 1961.
В СССР первый У. открыт в
Ленинграде в 1970. На 1 янв. 1976 в СССР насчитывался 151 У.
У. располагаются в отдельном
здании или в зданиях, сблокированных с жилыми домами или с предприятиями
торгово-бытового центра. Имеют торговый зал не менее 400 м2,
находящийся,
как правило, на одном уровне с подсобными помещениями, единый узел расчёта
с покупателями. Для выгрузки товаров с автомобилей оборудуется крытый дебаркадер.
Размещаются У. в жилой зоне в пределах пешеходной доступности с радиусом
обслуживания до 0,5 км. Размер торговой площади У. зависит от численности
обслуживаемого населения: при числе жителей 9-13 тыс. чел. торговая площадь
У. 1000 м2, при 14-18 тыс. чел.- 1500 м2,
св.
19 тыс. чел.- 2000 м2 и более.
У.- предприятия высокой культуры
торговли, оснащённые новейшим торгово-технологич. оборудованием, машинами
и механизмами. В них, как правило, создаются отделы заказов с доставкой
товаров на дом, пункты по приёму посуды, кафетерии. У.- перспективный тип
магазина самообслуживания, поскольку они позволяют концентрировать универсальный
набор товаров повседневного спроса в одном месте, что экономит время покупателей,
улучшает торговое обслуживание населения, повышает экономич. эффективность
работы розничной торговой сети. У. обеспечивают максимальные удобства для
покупателей благодаря широкому и устойчивому ассортименту товаров. в.
П. Николаева.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я