УПАНИШАДЫ
индийские
прозаические и стихотворные религиозно-филос. трактаты. Часть ведической
лит-ры (см. Веды). Термин "У." [санскр., букв.- сидение (ученика)
подле (учителя)] понимается в Индии как "сокровенное знание", доступное
только посвящённым. Возникли в древности (приблизительно в 7-3 вв. до н.
э.); значит, филос. и художеств, ценность имеют т. н. главные У., непосредственно
связанные с разными ведич. школами. В центре У.- филос. проблемы ведической
религии, познание человеком самого себя и окружающего мира; толкования
жреческого ритуала оказываются в них на втором плане. Гл. доктрина У.-
учение о единстве Брахмана (абсолютного и объективного начала Вселенной)
и Атмана (субъекта, индивидуума). Отвлечённые идеи поясняются с помощью
притч и аллегорий, причём специфич. художеств. приёмом служит отождествление
явлений и понятий разных уровней, своего рода "игра понятиями", получающая
оправдание и смысл в свете филос. концепции У. о единстве мира. Значение
У. не ограничивается Индией. Полагают, что ещё в древности и средние века
знакомство с ними обогатило учения иран. суфиев, неоплатоников и христ.
богословов; в новое время их влияние сказалось на взглядах мн. европ. и
амер. философов, начиная с А. Шопенгауэра и Р. У. Эмерсона.
Изд.: Upanishads. The prinsipal
Upani-shads, ed. with introd., text, transl. and notes by S. Radhakrishnan,
L., 1953; в рус. пер. - Брихадараньяка Упанишада. Предисл. и коммент. А.
Я. Сыркина, М., 1964; Чхан-догья Упанишада. Предисл. и коммент, А. Я. Сыркина,
М., 1965; Упанишады. [Предисл. и коммент. А. Я. Сыркина], М., 1967.
Лит.: Сыркин А. Я.,
Некоторые проблемы изучения упанишад, М., 1971; Keith А. В., The religion
and philosophy of the Veda and Upanishads, Half. 1 - 2, Camb. (Mass.),
1925. П. А. Гринцер.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я