Управление государственное

Управление государственное одна
из форм деятельности государства, обеспечивающая реализацию гос.
власти через соответств. управленч. органы; важнейшая часть социального
управления. В гос. У. участвуют в той или иной мере все органы roc-ва,
осуществляющие его внутр. и внеш. функции, обеспечивающие защиту экономич.,
политич. и социальных интересов господств. классов. Система этих органов,
распределение между ними управленческой компетенции (обязанностей и прав),
установление иерархии и соподчинённости определяются конституциями, законами
и др. правовыми актами. В повседневной деятельности эти органы в пределах
их компетенции обеспечивают реализацию законов (исполнительная деятельность),
а также совершают властные действия, необходимые для поддержания обществ.
порядка и гос. дисциплины (распорядительная деятельность). Имеются гос.
органы, осн. назначение к-рых состоит в повседневном осуществлении гос.
У. в общегосударственном масштабе или в определённом регионе, в экономике,
просвещении, здравоохранении, охране внутр. и внеш. безопасности и др.
сферах. Деятельность таких чисто управленч. органов по своему содержанию
отличается от деятельности законодательной, судебной, прокурорско-надзорной,
к-рая в целом также может рассматриваться как гос. У.


В социалистич. гос-вах система
органов гос. У. в широком смысле слова возглавляется представительными
органами гос. власти (напр., Советы депутатов трудящихся в СССР). Представит,
органы формируют исполнительно-распорядит. органы гос. власти, к-рые подотчётны
и подконтрольны им. Повседневную работу по гос. У. в различных сферах осуществляют
исполнительно-распорядит. органы, объединяющие: органы общей управленч.
компетенции (Советы Министров и исполкомы местных Советов; органы отраслевого
и функционального управления (министерства, Гос. комитеты Советов
Министров, центр. ведомства при Совете Министров СССР); администрации производств.
объединений, предприятий, учреждений и организаций. Органы гос. У. можно
также классифицировать по терр. признаку: центр. органы и местные, а для
федеративных государств - органы федерации и республиканские органы.


В СССР в условиях развитого
социалистич. общества роль гос. У. возрастает, что связано с усложнением
обществ. жизни, потребностями науч.-технич. прогресса. Проводится работа
по совершенствованию структуры гос. аппарата, упразднению лишних его звеньев,
повышению ответственности каждого работника; в сфере гос. У. созданы науч.-технич.
советы. Серьёзное значение имеет и правовая регламентация (закреплённая
в правовых актах) вопросов гос. У., в частности правильное определение
функций каждого органа гос. У., разделение компетенции между ними.


Одним из важнейших направлений
совершенствования гос. У. является последовательное расширение участия
в нём населения.


В совр. бурж. гос-вах осн.
тенденцией гос. У. является расширение полномочий исполнительной власти,
присвоение
ею прерогатив представит. органов (парламентов) и прежде всего его законодат.
функций как в форме делегированного законодательства,
так и на конституц.
основе. Характерная черта совр. бурж. гос-ва - наличие огромного гос. аппарата
и постоянный его рост. Это связано прежде всего с расширением сферы деятельности
бурж. гос-в, особенно в области экономич. и социального регулирования.
Расширились и "традиционные" формы бурж. гос. У. (полиция, армия
и т. д.), что также привело к созданию новых управленч. органов и подразделений,
к увеличению численного состава органов, существовавших ранее. Рост гос.
аппарата повлёк за собой и дальнейшую бюрократизацию системы гос. У. (строгая
иерархия органов У., особые привилегии чиновничества, сложная система комплектования
и т. д.). Характерна тенденция к освобождению органов гос. У. от контроля
выборных органов и суда, к созданию особых адм. трибуналов, не входящих
в общую систему правосудия (см., напр.,
административная юстиция). В
условиях гос.-монополи-стич. капитализма наблюдается стремление предоставить
чрезвычайные (дискреционные) полномочия узкой группе лиц гос. аппарата
(напр., пр-ву) или даже одному-двум высшим должностным лицам (главе пр-ва,
президенту).


Лит.: Научные основы
государственного управления в СССР, М., 1968; Лунев А.Е., Теоретические
проблемы государственного управления, М., 1974. А. Е. Лунев.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я