Управление производством

Управление производством конкретно-историч.
способ упорядочивающего воздействия на процесс обществ. труда в соответствии
с объективными законами развития произ-ва; один из осн. видов социального
У.


У. производством в досо-циалистич.
общественно-экрномич. формациях. Зачаточные формы упорядочения и организации
совместного труда возникают на стадии первобытнообщинного строя. Функция
У. осуществлялась сообща всеми взрослыми членами рода, племени, общины.
Старейшины и вожди родов и племён олицетворяли собой руководящее начало
в организации совместного труда и распределения продуктов. С возникновением
классового общества У. приобретает двойственный характер. С одной стороны,
сохраняется функция организации совместного труда, с другой - У. становится
орудием эксплуатации. В условиях рабовладельч. и феод. способов произ-ва
У. в основном сводилось к надзору за процессом труда, к физическому или
административному (внеэкономическому) принуждению.


В условиях капитализма выделяются
три осн. этапа развития У. произ-вом. В период становления капитализма
капи-талистич. мануфактурой, фабрикой управляет сам собственник, а в качестве
всеобщего регулятора капиталистич. произ-ва выступает стихийный механизм
рынка. На стадии крупного машинного произ-ва функция У. отделяется от капитала-собственности.
У. осуществляют наёмные управляющие. Период гос.-монополи-стич. капитализма
характеризуется формированием института проф. организаторов произ-ва -менеджеров,
внедрением в процесс У. совр. технич. средств, попытками гос. вмешательства
в капиталистич. экономику. Элементы науч. У. капиталистич. произ-вом возникают
и развиваются на стадии крупного машинного произ-ва и в эпоху гос.-монополистического
капитализма. В. И. Ленин придавал важное значение изучению организации
У. капиталистич. предприятиями, особенно его организационно-технич. аспектов,
считал необходимым "...перенять все действительно ценное из европейской
и американской науки" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 206). В развитых
капиталистич. странах (США, Японии, Франции, ФРГ и др.) накоплен интересный
опыт использования электронно-вычи-слит. техники в У., совершенствования
структур У. отд. фирмами, компаниями, конгломератами (У. по проектам, матричные
структуры, структуры, построенные по принципу "внедрение нововведений"
и др.), использования новейших методов организационно-технич. У. (системы
"планирование - проектирование - разработка бюджета", исследование операций,
системный анализ и т. п.). Однако сфера науч. У. при капитализме ограничена
рамками частной собственности и распространяется лишь на отд. предприятия,
компании, конгломераты. Гос.-моно-полистич. регулирование, направленное
на смягчение кризисных явлений, и ин-теграц. процессы в капиталистич. экономике
не меняют сущности "...анархически построенного капиталистического общества...",
осн. силой развития к-рого выступает "...стихийно растущий вширь и вглубь
рынок, национальный и интернациональный" (Ленин В. И., там же, т. 36, с.
171).


У. общественным производством
при социализме - сознательное регулирование процесса социалистич. обществ,
произ-ва в целях обеспечения оптимальной взаимосвязи между всеми частями
нар. х-ва, бесперебойного его функционирования и развития. При этом роль
единого экономич. центра У. выполняют центр, хоз. органы.


Объектом У. в системе социалиста.,
обществ, произ-ва является нар. х-во, к-рое представляет собой систему
хоз. объектов: отраслей произ-ва, терр. комплексов, всесоюзных (респ.)
пром. и производственных объединений, предприятий. Цели У. в соответствии
с его уровнями подразделяются на нар.-хоз., отраслевые, терр., отд. объединений
или предприятий. Система целей окончательно формируется в социально-экономич.
политике Коммунистич. партии и социалистич. гос-ва.


Организация процессов У.
характеризуется определённой последовательностью управляющего воздействия:
целеполага-нием, прогнозированием, планированием, оперативным У., распорядительством,
координацией, стимулированием, учётом, контролем. При нар.-хоз. подходе
к У. эти различные управленческие функции объединяются в единый целенаправленный
процесс. Централизованное планомерное руководство представляет собой органич.
единство планирования и оперативного У. Планирование народного хозяйства,
осуществляемое
системой органов - от Госплана до планового отдела предприятия, представляет
собой специфич. вид управленч. деятельности. Оперативное У. отраслями осуществляется
центр. хоз. органами министерств и ведомств, отд. производств. объединениями
(предприятиями) - производств. отделами, диспетчерской службой предприятия
и др. (их задачи - организация конкретного процесса произ-ва, его регулирование,
поддержание необходимого ритма и т. п.).


В У. нар. х-вом сочетаются
отраслевой и терр. принципы. Гл. задачи отраслевого У.: определение потребности
и обеспечение нар. х-ва продукцией отрасли, проведение единой технич. политики,
организация внедрения достижений науч.-технич. прогресса, изучение и распространение
передового опыта, изучение качеств. показателей работы хоз. объектов. Осн.
задача терр. У.- обеспечить комплексное развитие того или иного эконо-мич.
р-на путём единого планирования, наиболее рационального использования его
природных ресурсов, организации межрайонного и внутрирайонного кооперирования.


Методы У. обществ. произ-вом
классифицируются по содержанию (экономич., организац.-технич., социологич.,
демо-графич. и пр.), по направленности воздействия (на какие интересы участников
обществ, произ-ва они направлены - материальное и моральное стимулирование),
по организац. форме (по форме выработки управляющего воздействия - индивидуальная,
коллегиальная, коллективная; по типу - акт или норма, разовое или повторяющееся
воздействие и др.).


В состав кадров У. входят
хоз. руководители всех рангов, а также функциональные руководители, специалисты
и вспомо-гат. персонал (операторы, секретари, учётчики и др.). По способу
выработки и реализации решений хоз. руководители подразделяются на 3 группы:
1) не принимающие решений И участвующие вместе с не-посредств. исполнителями
в их реализации (мастера, бригадиры комплексных бригад и др.); 2) принимающие
решения, сами организующие их реализацию и осуществляющие контроль за исполнением
(начальники участков, небольших цехов и др.); 3) осуществляющие реализацию
принимаемых ими решений и контроль за их выполнением через спец. управленч.
аппарат (руководители крупных цехов, предприятий, объединений, отраслей
нар. х-ва). Функциональные руководители осуществляют лишь часть управленческих
функций на порученном объекте или участке произ-ва (гл. инженер несёт ответственность
за технич. службу, гл. бухгалтер - за учёт и т. д.). Технич. средства У.
подразделяются: на средства формирования, передачи и анализа информации,
оборудование рабочих мест и служебных помещений.


Сов р. система органов У.
В соответствии с демократич. характером У. при социализме функцию руководства
обществ. произ-вом осуществляют как государственные, так и негосударственные
органы. Руководящая роль в У. нар. х-вом принадлежит Коммунистич. партии,
разрабатывающей программные вопросы развития социалистич. экономики.


В СССР по важнейшим вопросам
ЦК КПСС принимает решения совместно с Верх. Советом и Сов. Мин. СССР -
высшим органом У. Совет Министров


СССР объединяет и направляет
работу общесоюзных и союзно-респ. мин-в и ведомств, принимает меры по разработке
и осуществлению нар.-хоз. планов, гос. бюджета и укреплению кредитно-ден.
системы. Органы Сов. Мин. СССР подразделяются на органы преим. отраслевого
и органы межотраслевого назначения (государственные комитеты, нек-рые
мин-ва, гл. управления). В группе межотраслевых органов различают ведомства:
осуществляющие прогнозирование, планирование, учёт и контроль (Государственный
плановый комитет, Центральное статистическое управление при Совете Министров
СССР,
Комитет нар. контроля СССР); ведающие отд. сторонами обществ.
произ-ва (Гос. комитет по труду и заработной плате СССР, Госстандарт СССР
и др.); ведающие соответствующими отраслями нар. х-ва (напр., материально-технич.
снабжением) и в то же время по характеру своей деятельности являющиеся
межотраслевыми (Госснаб СССР).


В общем плане отраслевые
органы У. нар. х-вом подразделяются на органы, ведающие обществ. произ-вом
(пром-стью, с. х-вом, строительством, транспортом) и сферой обращения (торговлей).


Структура пром-сти обусловливает
необходимость отраслевого У., к-рое наиболее полно отвечает требованиям
науч.-технич. прогресса и направлено на упрочение и совершенствование производств.-технич.,
организац., экономич. и имущественных связей как внутри отрасли, так и
межотраслевых. При этом в системе социалистич. нар. х-ва обеспечивается
достаточная хоз. самостоятельность отрасли. Единство отраслевого и терр.
У. проявляется: в функционировании союзно-респ. мин-в (мин-ва лёгкой, пищевой
и др. отраслей пром-сти в союзных республиках находятся в двойном подчинении
- союзного мин-ва и Сов. Мин. союзной республики, что позволяет сочетать
единую технич. политику в рамках отрасли с потребностями комплексного развития
экономич. р-на); в расширении прав союзных республик по руководству подчинённой
им пром-стью, а также по рассмотрению планов предприятий общесоюзного подчинения;
в создании плановых комиссий Госплана СССР в крупных экономич. р-нах.


Непосредственное У. отраслями
пром-сти осуществляют соответствующие отраслевые мин-ва. Функции У. распределяются
между внутр. структурными подразделениями аппарата мин-ва: коллегией, науч.-технич.
советом, функциональными управлениями (отделами), спец. подразделениями,
а также гл. отраслевыми управлениями. Пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР от
2 марта 1973 "О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию
управления промышленностью" предусматривает упразднение главков и переход
к всесоюзным и респ. пром. объединениям в качестве среднего звена У. отраслью,
а в ряде случаев и к двузвен-ной системе путём прямого подчинения мин-ву
производств. объединений и крупных предприятий. В связи с этим возрастают
требования к деятельности функциональных управлений мин-ва. Происходит
перераспределение функциональных обязанностей главков между отделами мин-ва
и аппаратом всесоюзных и респ. пром. объединений. Часть управленческих
полномочий главков передаётся производств. объединениям и предприятиям.


Специфика организации У.
др. отраслями нар. х-ва определяется особенностями их функционирования,
а также ролью в системе расширенного обществ. воспроизводства.


У. сельским х-вом осуществляют
неск. мин-в и ведомств. Общее руководство с. х-вом возложено на союзно-респ.
Мин-во сел. х-ва СССР. Оно отвечает за состояние с.-х. произ-ва в совхозах
и колхозах. У. совхозами осуществляется централизованно системой гос. органов:
Мин-во с. х-ва СССР - мин-ва с. х-ва союзных республик - тресты и объединения
или районные управления с. х-ва- совхозы. Роль гoc-ва при У. колхозами
сводится к установлению планов поставок, координации планов произ-ва и
контролю за использованием неделимых фондов. Кроме того, гос-во использует
ряд методов косвенного воздействия на развитие колхозного произ-ва: регулирование
закупочных цен, целевое кредитование и др.


У. строительством осуществляют
9 общесоюзных и союзно-респ. мин-в. Гос. комитет Сов. Мин. СССР по делам
строительства (Госстрой СССР) - межотраслевой союзно-респ. орган, проводит
единую технич. политику в области строительства, координирует работу ведущих
проектных орг-ций, развитие строит. индустрии. При Госстрое СССР организован
Гос. комитет по гражданскому стр-ву и архитектуре, к-рый проводит единую
градостроит. политику, руководит разработкой типовых проектов жилых домов,
культурно-бытовых учреждений и т. п., а также производит экспертизу проектов
планировки и застройки городов и посёлков.


У. транспортом организуется
по отраслевому принципу. Общегосударственное У. железнодорожным, морским
и воздушным транспортом осуществляется мин-вами путей сообщения, мор. флота
и гражд. авиации СССР, У. автомобильным транспортом и речным флотом - соответствующими
мин-вами союзных республик.


У. торговлей организуется
в соответствии со спецификой различных её видов (гос., кооп. и колхозно-рыночной).
У. гос. торговлей осуществляется союзно-респ. Мин-вом торговл'и СССР и
респ. мин-вами торговли.


Совершенствование У. нар.
х-вом. Усложнение хоз. связей, вызванное ростом концентрации, углублением
специализации и кооперирования произ-ва, привело к значит, увеличению объёма
управленч. труда. Программа совершенствования У., разработанная Коммунистич
партией, предусматривает: 1) повышение науч. уровня планирования, организацию
долгосрочного прогнозирования, разработку ген. программ развития социалистич.
экономики, ориентацию У. на конечные нар.-хоз. результаты; 2) улучшение
организац. структуры и методов У. нар. х-вом, сокращение расходов на содержание
аппарата У.; 3) концентрацию сил и ресурсов на выполнении важнейших общегосударственных
программ, сочетание отраслевого и терр. развития, перспективных и текущих
проблем, обеспечение сбалансированности экономики; 4) более полное использование
экономич. рычагов и стимулов У. на всех уровнях нар. х-ва; улучшение методов
комплексного решения крупных общегосударств., межотраслевых и терр. проблем,
создание системы У. группами однородных отраслей; повышение ответственности
должностных лиц за принимаемые решения; 5) широкое применение в планировании,
учёте и анализе хоз. деятельности, во всех процессах У. эко-номико-математич.
методов, электронно-вычислит. техники и средств связи; разработку и внедрение
автоматизированных систем У.; 6) совершенствование системы подготовки квалифицированных
кадров У. с учётом требований научно-технич. революции; 7) дальнейшее развитие
принципов демократич. централизма, предполагающее как развитие централизма,
так и демократич. начал в У., широкое привлечение трудящихся к У.


Лит.: Каменицер С.
Е., Основы управления промышленным производством, М., 1971; Гвишиани Д.
М., Организация и управление, 2 изд., М., 1972; Функции и структура органов
управления, их совершенствование, под ред. Г. X. Попова, М., 1973; Проблемы
научной организации управления социалистической промышленностью, под ред.
Д. М. Гвишиани и С. Е. Каменице-ра, М., 1974; Управление социалистическим
производством. Вопросы теории и практики, М., 1974; Бронников Ю. П., Управление
социалистической экономикой, 2 изд.,М., 1975; Chandler A. D., Strategy
and structure, Toronto, 1966; Druсker P. F., Management: talks, responsibilities,
practices, N. Y., 1974. Ю. H. Бронников.


Управление в технике. Объектами
У. в технике являются технич. процессы - технологические (напр., добыча
полезных ископаемых, переработка сырья и материалов, обработка изделий
и заготовок), энергетические (выработка, преобразование, передача и распределение
энергии), транспортные (перемещение грузов и пассажиров), информационные
(сбор, обработка, передача и хранение информации). Технич. процессы расчленяются
на операции - рабочие, непосредственно необходимые для выполнения процесса
(снятие стружки при резании, перемещение экипажа, генерирование электрич.
напряжения и т. д.), и управленческие, обеспечивающие координацию выполнения
рабочих операций, поддержание заданного режима работы оборудования и выполнение
заданной программы. Совокупность управленч. операций составляет процесс
У. Процессы У. имеют двойственный характер: с одной стороны, они зависят
от конкретных, специфич. для данного объекта условий и физич. и химич.
законов; с другой - в процессах У. разнообразными технич. объектами обнаруживаются
общие закономерности. Изучение этих закономерностей привело к формированию
общей теории У. и кибернетики технической и к осуществлению на её
основе унификации и агрегатирова-ния технич. средств У. Одна из важнейших
тенденций научно-технической революции - освобождение человека от
выполнения большинства (или всех) технич. операций. Замена человеческого
труда работой механизмов и машин при выполнении рабочих операций - механизация
производства -
создала предпосылки для освобождения человека от выполнения
управленч. операций - для автоматизации производства. В технике
раньше, чем в др. областях, сформировалась общая теория автоматического
управления.



Режим работы технич. объекта
определяется алгоритмом функционирования - совокупностью правил, предписаний,
вырабатываемых в результате изучения технологии и экономики данного процесса
(см. Алгоритмизация процессов). Теория автоматич. У. считает алгоритмы
функционирования заданными и показывает, как на их основе построить алгоритмы
управления, определяющие управляющие воздействия на объект с учётом
динамич. свойств системы У., физич. и технич. ограничений.


В соответствии с принципом
необходимого разнообразия Эшби управляющая система должна обладать не меньшим
разнообразием состояний, чем управляемая. Для динамич. технич. объектов,
описываемых разностными и дифференциальными ур-ниями, этот принцип выражается
в виде количеств. условий управляемости и наблюдаемости: а) число
управляющих органов должно быть не меньше числа управляемых величин; 6)
должны
выполняться дополнит. условия, налагаемые на исходные ур-ния. В основе
алгоритмов У. лежат нек-рые общие фундаментальные принципы У., определяющие
характер связи с алгоритмом функционирования и возмущениями, влияющими
на ход технич. процесса. В технике используют три фундаментальных принципа:
разомкнутого У., замкнутого У. (обратной связи) и компенсации возмущений.
На раннем этапе автоматизации производства использовались алгоритмы функционирования
лишь одного вида - стабилизации, т. е. поддержания постоянства регулируемой
величины (см. Регулирование автоматическое). Позднее число алгоритмов
функционирования и соответственно число видов систем У. возросло, появились
системы программного управления, следящие системы, поисковые системы,
системы
экстремального
регулирования, оптимального управления, самоприспосабливающиеся системы.



Автоматизация произ-ва началась
с автоматизации отд. операций и процессов путём установки специализированных
регуляторов
(частичная
автоматизация); по мере совершенствования технич. средств и методов У.
автоматизируется большинство или все операции как единый комплекс (комплексная
и полная автоматизация). Переход к
комплексной автоматизации и более
сложным алгоритмам связан, как правило, с использованием ЭВМ и созданием
АСУ. В АСУ автоматизируются сбор и передача информации об объектах, переработка
информации и вывод управляющих воздействий на объекты и осуществляется
оптимизация наиболее существ. параметров и процессов. АСУ технологическими
процессами (АСУТП) первоначально лишь координировали действия регуляторов,
осуществляя У. на двух уровнях: непосредств. воздействие регуляторов на
объект (ниж. уровень) и задание регуляторам уставок от ЭВМ (верх. уровень).
Возросшая
надёжность современных ЭВМ позволяет создавать АСУТП,
в к-рых ЭВМ принимает на себя также и задачи, выполнявшиеся ранее регуляторами
ниж. уровня.


В АСУТП обычно используются
спец. управляющие машины - ЭВМ, имеющие многоканальные устройства
связи с управляемыми объектами. АСУТП с управляющими ЭВМ резко расширяют
возможности У., позволяя эффективно управлять сотнями и тысячами параметров,
осуществлять более совершенные и сложные алгоритмы У., учитывать предысторию
технич. процесса и совершенствовать алгоритмы в процессе У. АСУТП применяют
для У. произ-вом с перестраиваемой технологией, осуществляя, напр., У.
станками и группами станков с программным управлением, при к-ром изменение
технологии производится простой сменой магнитной или перфорационной ленты
с записью программы работы станка (группы станков). Для автоматизации промежуточных
ручных операций, таких, как смена инструмента, подача и транспортировка
деталей и др., предусматривается создание программно управляемых роботов
и
систем автоматизации испытаний готовых изделий и их узлов, управляемых
также ЭВМ. В перспективе предусматривается объединение программного управления
технологией и испытаниями с автоматизированными системами проектирования.


Переход от автоматизированных
к автоматич. системам, в к-рых человек полностью отстраняется от У. процессом,
в принципе возможен, однако такие системы ввиду их большой стоимости создают
редко. Обычно в АСУТП предусматривается участие человека в выполнении ответств.
операций по постановке и корректировке целей У., в принятии наиболее ответств.
решений; кроме того, своим участием человек вносит в работу системы элементы
творчества. Для обеспечения эффективного взаимодействия человека с ЭВМ
разрабатываются устройства наглядного представления информации о ходе производств.
процесса и устройства, облегчающие диалог оператора с ЭВМ, напр. дисплеи
(см. Отображения информации устройство), мнемонические схемы.


В 60-70-х гг. наметилась
тенденция к слиянию АСУТП с автоматизированными системами организационного
(административного) У. в единые интегрированные системы У. Соответственно
формируется взгляд на теорию автоматич. У., теории информации, сложных
систем, исследования операций как на разделы, образующие единую общую теорию
У. автоматизированными системами.


Лит.: Воронов А. А.,
Основы теории автоматического управления, ч. 1 - 3, М., 1965-70; Глушков
В. М., Введение в АСУ, 2 изд., К., 1974. А. А. Воронов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я