УРДУ ЛИТЕРАТУРА
одна
из основных литературных общностей народов Индии и Пакистана на языке урду.
Сведения о первых памятниках У. л., развивавшейся под влиянием перс, классики,
относятся к 11-12 вв. Основоположник поэтич. традиции - Амир Хосров Дехлеви
(1253-1325). В 15-17 вв. У. л. развивалась в основном в мусульманских княжествах
Декана (Биджапур, Голконда, Вид-жаянагар и др.) на яз. дакхни (т. н. юж.
хиндустани) как религиозно-мистическая (суфийская и бхакти) и светская
поэзия. Веротерпимость правителей княжеств способствовала широкому использованию
в У. л. мусульм. и индусской тематики. В деканский период в У. л. были
представлены все осн. поэтич. формы, заимствованные из перс. поэзии,- месневи,
газель, рубай, марсие, касыда.
Мухаммад Кули Кутб-шах (1568?-
1611) -автор первого дивана на урду и произведений, отражающих реальную
жизнь Декана. Ибрахим Адиль-шах, (1580-1627) создал музыкально-поэтич.
сб. "Девять мелодий". Месневи писали Нусрати (ум. 1674; "Цветник любви"),
Гавваси ("Сейф-ул-Мулук и Бади-ул-Джамал"), Ибн-е Нишати (кон. 17 - нач.
18 вв.; "Цветник"), Ваджахи (1625- не позже 1672; "Кутб и Муштари"). создавший
также одно из первых в У. л. прозаич. произв. (аллегорич. повесть "Все
чувства"). Высшее достижение деканской поэзии - творчество Вали Аурангабади
(ок. 1668 - 1744). С потерей деканскими княжествами независимости центр
У. л. переместился на север (Дели, Лакхнау, Рампур и др.). Видные поэты
18 в.- Фаиз Делийский (нач. 18 в.), Мазмун (ум. 1747), Шах Мубарак Абру
(ум. 1750), Арзу (1689-1756), Хатим (1699- 1791) и др.
В кон. 18 в. утвердилась
прозаич. традиция. Появились нар. книги - даста-ны - сказочно-фантастич.
характера, в основном переделки санскр. и перс. произведений. С основанием
колледжей Форт-Уильям (Калькутта, 1800) и Делийского (1827) переводы-переделки
с вост. и зап. языков становятся регулярными. В 40-е гг. зародилась просветит.
публицистика (Рам Чандар и др.), Гума-нистич. содержание характерно для
поэзии Мир Хаки Мира (1724-1810), На-зира Акбарабади (1740-1830), Мирзы
Асадуллы Галиба (1797-1869); стихи Галиоа полны ожидания социальных перемен.
Мн. поэты вслед за Мир Дардом (1721-85) писали в русле мистич. суфий-ской
поэзии, в к-рой сказался упадок традиц. мусульм. общества. В Лакхнау сложилась
школа изысканно-формальной эротич. поэзии (Рангин, 1755- 1834; Джан Сахиб
и др.). Совершенствуется стихотворная техника, вводятся новые размеры (мухаммас).
Достиг расцвета жанр марсии: Мир Анис (1802- 1874), Мирза Дабир (1803-75);
в религиозно-исторических сюжетах их произведений отразилась индийская
действительность.
Последняя треть 19 в. представляет
собой в истории У. л. этап развитого просветительства. На первый план выдвинулся
роман - морально-дидактический (Назир Ахмад, 1836-1912), авантюрно-приключенческий
(Р. Саршар, 1846 или 1847-1903), исторический (Абдул Ха-лим Шарар, 1860-1926)
и социальный (Мирза Русва, 1858-1931). Просветит. идеями пронизана патриотич.
поэзия Мухаммада Хусейна Азада (1829-1910), Хали (1837-1914) и Мухаммада
Шибли Нумани (1857-1914), а также их лит.-критич. работы.
Крупнейший поэт нач. 20 в.-
Мухаммад Икбал (1877-1938). В его стихах философски осмысляются осн. проблемы
бытия. В У. л. 20-30-х гг. усилилось социальное звучание; в романах и рассказах
Премчанда (1880-1936) утвердился метод критич. реализма. В 1936 была создана
Ассоциация прогрессивных писателей Индии, в к-рую вошли активные участники
антиколониальной борьбы, писатели социалистической ориентации. Среди них
- революц. романтик Джош Малихабади (р. 1898), писатели Саджад Захир (1905-73),
Кришан Чандар (р. 1913), Ходжа Ахмад Аббас (р. 1914), Раджендар Сингх Беди
(р. 1915). Поэты Фаиз Ахмад Фаиз (р. 1911), Махдум Мохиуддин (1908-69),
Али Сардар Джафри (р. 1913), Ахмад Надим Касми (р. 1916) реформируют традиц.
стих, наполняют его новым социальным содержанием. Формируется марксистская
критика: Эхтишам Хусейн (1912-72), Саджад Захир, Мумтаз Хусейн (р. 1919)
и др. В 30-е гг. зародилось и формалистич. направление в поэзии - Мираджи
(1910-49), Hyp Мухаммад Рашид (р. 1910) и др.
После достижения Индией независимости
и раздела её (1947) У. л. развивается в Индии и Пакистане на основе общих
традиций. В то же время формируются и специфические черты, вызванные особенностями
историч. развития этих стран.
В числе совр. инд. прозаиков,
пишущих на урду,- Кришан Чандар, Беди, И.Чугтаи, Аббас, Р. С. Захир (р.
1918), Куррат уль-Айн Хайдар (р. 1927), Джила-ни Бано (р. 1936); среди
поэтов - Кайфи Азми, Джафи, мастера газели Фирак Горакхпури (р. 1896),
Маджрух Султан-пури (р. 1919). В Пакистане крупнейшими прозаиками-реалистами
являются Са-адат Манто (1912-55), Касми, Гулам Аббас (р. 1909), Мирза Адиб
(р. 1914), Шаукат Сиддики, Хаджра Масрур (р. 1929), Хадиджа Мастур (р.
1927), Джамила Хашми. Кроме поэтов старшего поколения - Фаиза, Джоша Малихабади,
Касми, Фарига Бухари (р. 1919), Катиля Шифаи, значит. успехов достигли
поэты, вступившие в лит-ру в 50- 60-е гг.,- Ахмад Фараз, Фахмида Рияз,
Зухра Нигах, Сехар Ансари.
Отсутствие проф. театра сдерживает
развитие драматургии. Однако пьесы Имтияза Али Таджа, Мирзы Адиба, Ишрата
Рахмани, Мухаммада Хасана ставятся на любительских сценах. Популярны одноактные
драмы и радиопьесы.
Активно развивается лит.
критика на урду, исследующая вопросы теории и истории У. л. Совр. лит.
процесс освещается в журн. "Китаб" (Лакхнау), "Шаир" (Бомбей), "Асри адаб"
(Дели), "Афкар" и "Пакистани адаб" (Карачи), "Санг-о-мел" (Пешавар), "Фунун"
и "Нукум" (Лахор) и др.
Лит.: Эхтишам Хусейн
С., История литературы урду, пер. с хинди, М., 1961; 3ограф Г. А., Хиндустани
на рубеже XVIII и XIX вв., М., 1961; Глебов Н. В., Национальные и демократические
мотивы в классической поэзии урду, в кн.: Поэзия народов Индии, М., 1962;
Глебов Н. В., Сухочёв А. С., Литература урду, М., 1967; Сухочёв А. С.,
От дастана к роману, М., 1971; Алигарх тарикх-е адаб-е урду, Алигарх, 1962;
Sadiq M., A history of Urdu literature, L. - Karachi-Lahore- Dacca, 1964.
А.
С. Сухочёв.<
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я