УРОК
основная
форма учебного процесса в сов. школе. Организационно У. характеризуется
определённостью отводимого на него времени, постоянством состава учащихся,
проведением по установленному расписанию, преимущественно в учебном классе
(кабинете) и при коллективной форме обучения. Дидактически У. характеризуется
единством дидактической цели, объединяющей содержание деятельности учителя
и учащихся, определённостью структуры, диктуемой каждый раз конкретными
условиями и закономерностями усвоения уч. материала. Как часть учебного
процесса У. может содержать: организационный момент, восприятие, осознание
и закрепление в памяти информации; овладение навыками (на основе усвоенной
информации) и опытом творч. деятельности; усвоение системы норм и опыта
эмоционального отношения к миру и деятельности в нём; контроль и самоконтроль
учителя и учащихся. При этом на каждом У. целенаправленно решаются и задачи
воспитания. Различают обычно след. основные типы У.: организации восприятия
и усвоения новых знаний; формирования навыков и умений; формирования опыта
творч. деятельности (или проблемный У.); т. н. комбинирующий У. (объединяющий
2 или 3 первых типа). Традиционное выделение спец. У. для закрепления знаний
и опроса учащихся неправомерно: то и другое реализуется при усвоении знаний,
формировании умений и навыков и творческом применении знаний.
Правильно организованному
на У. учебно-воспитат. процессу свойственны черты, не зависящие от состава
учащихся, учебного оборудования, личности учителя и др.: единство обучающей
и воспитательской функции взаимодействия учителя и учащихся, содержания
и средств обучения; активность учащихся; развитие познавательной самостоятельности
(т. е. стремления и умения познавать новое в процессе творч. поиска); единство
дидактич. цели и подчинение ей отдельных элементов или частей У.; построение
У. и его частей с учётом содержания образования, закономерностей усвоения
уч. материала, методов обучения и места У. или его части в целостной системе
обучения (теме, разделе, курсе). Обязательность этих черт, обеспечивающих
эффективность У., отражает, с одной стороны, объективность процесса обучения,
с другой - его зависимость от осознания учителем особенностей содержания,
закономерностей усвоения и т. д. (субъективный аспект процесса обучения).
Вместе с тем соблюдение предъявляемых к У. требований не ограничивает творчества
учителя, свободы его методич. почерка в соответствии с уровнем развития
и особенностями групп учащихся.
У. как форма коллективной,
фронтальной работы с классом не исключает и групповой - при заданиях на
самостоят. усвоение и применение знаний; практич. работах, требующих коллективных
усилий; для усиления активности части учащихся и т. д. Групповые занятия
в рамках У. являются определённой формой индивидуализации обучения наряду
с индивидуальными заданиями, предоставлением учащимся свободного темпа
для усвоения материала, программированием действий отдельных учащихся.
Для усвоения содержания совр.
программ и смежного материала У. дополняется домашними заданиями, углубляющими
знания учащихся, вырабатывающими у них навыки самостоятельной работы и
самообразования.
Лит.: Основы дидактики,
под ред. Б. П. Есипова, М., 1967; Дидактика средней школы, под ред. М.
А. Данилова и М. Н. Скаткина, М., 1975.
М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я