УТИЛИТАРИЗМ

УТИЛИТАРИЗМ (от лат.
utilitas - польза, выгода), 1) принцип оценки всех явлений с точки зрения
их полезности, возможности служить средством для достижения к.-л. цели.
2) Направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием
человеческих поступков. Получило широкое распространение в Великобритании
в 19 в., отразив умонастроения нек-рых слоёв англ. либеральной буржуазии.
И. Бентам, основоположник У., считал основой морали полезность,
к-рую он отождествлял с наслаждением. Исходя из натуралистич. и внеисторич.
понимания природы человека, Бентам видел конечное назначение морали в том,
чтобы способствовать естеств. стремлению людей испытывать наслаждение и
избегать страданий. В содействии "наибольшему счастью" (удовольствию) для
"наибольшего числа людей" и состоит, согласно Бентаму, смысл этич. норм
и принципов. Общее благоденствие он рассматривал как сумму благ всех отд.
лиц. По словам Маркса, Бентам "...отождествляет современного филистера
- и притом, в частности, английского филистера - с нормальным человеком
вообще. Все то, что полезно этой разновидности нормального человека и его
миру, принимается за полезное само по себе" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
2 изд., т. 23, с. 623, прим.). Способ мышления буржуа отразился в этике
Бен-тама и в том, что он сводил проблему морального выбора к простому расчёту
выгод и потерь, наслаждений и страданий, к-рые могут повлечь за собой различные
действия. Дж. Ст. Миллъ попытался сгладить эгоистич. моменты этики
У. и пришёл в итоге к эклектич. сочетанию различных принципов.


Лит.: Милль Д. С.,
Утилитарианизм, пер. с англ., 3 изд., СПБ, [1900]; Stephen L., The English
utilitarians, v. 1-3, L., 1900. См. также лит. при статьях Бентам, Дж.
Ст. Миллъ. О. Г. Дробницкий.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я