УТОПИЯ

УТОПИЯ (от греч. u
- нет и topos - место, т. е. место, к-рого нет; по другой версии, от еu
- благо и topos - место, т. е. благословенная страна), изображение идеального
обществ. строя, лишённое науч. обоснования. Термин "У." ведёт происхождение
от назв. книги Т. Мора (1516). Понятие "У." стало нарицательным
для обозначения различных описаний вымышленной страны, призванной служить
образцом обществ. строя, а также в расширит. смысле всех сочинений и трактатов,
содержащих нереальные планы социальных преобразований.


В истории человечества У.
как одна из своеобразных форм обществ. сознания воплощала в себе такие
черты, как осмысливание социального идеала, критику существующего строя,
стремление бежать от мрачной действительности, а также попытки предвосхитить
будущее общества. Первоначально У. тесно переплетается с легендами о "золотом
веке", об "островах блаженных". В античности и в эпоху Возрождения У. приобрела
преим. форму описания совершенных гос-в, якобы существующих где-то на земле
либо существовавших в прошлом; в 17-18 вв. получили распространение различные
утопич. трактаты и проекты социальных и политич. реформ. С сер. 19 в. У.
всё больше превращается в специфич. жанр полемич. лит-ры, посв. проблеме
социального идеала и моральных ценностей.


У. разнообразны по социальному
содержанию и лит. форме - это различные течения утопического социализма,
а также рабовладельч. утопия Платона и Ксено-фонта; феод.-теократич.
У. Иоахима Флорского, "Христианополис" (1619) И. В. Андре и др.; бурж.
и мелкобурж. У.- "Республика Океания" (1656) Дж. Гаррингтона, "Взгляд назад"
(1888) Э. Беллами, "Фрейландия" (1890) Т. Герцки, а также многочисл. технократические,
анархические и др. У. Многие утопич. сочинения предлагали решение отд.
проблем: трактаты о "вечном мире" (Эразм Роттердамский, Э. Крюсе, Ш. Сен-Пьер,
И. Кант, И. Бентам и др.), педагогич. У. (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо
и др.), на уч.-технические (Ф. Бэкон).


У. ярко представлена также
в истории обществ. мысли древнего и ср.-век. Китая (утопич. соч. Мо-цзы,
Лао-цзы, Шан Яна и др.), народов Бл. и Ср. Востока (аль-Фараби, Ибн Баджа,
Ибн Туфайль, Низами и др.), в лит-ре России 18- 20 вв.- "Путешествие в
землю Офир-скую" (1786) М. М. Щербатова, сочинения декабристов и революц.
демократов, романы А. А. Богданова и др.


По мере развития обществ.
наук, особенно после возникновения марксизма, У. в значит. мере утрачивает
свою позна-ват. и прогнсстич. роль.


Своим возрождением в 20 в.
У. во многом обязана Г. Уэллсу, к-рый не только написал мн. утопич.
произведений, но и считал создание и критику социальных У. одной из осн.
задач социологии. Ж. Сорелъ противопоставлял У. как рационализированное
ложное сознание социальному мифу как стихийному выражению обществ. потребностей.
Исследование У. занимает большое место в социологии знания К. Манхейма,
стремившегося обосновать отличие У., к-рая выполняет функции социальной
критики, от идеологии, к-рая, по его мнению, выполняет апологетич. функции.
Согласно Л. Мэмфорду, осн. назначение У. состоит в том, чтобы направить
обществ. развитие в русло "уготованного будущего", заставляя массы примириться
с ним как якобы с неизбежностью, продиктованной "тех-нологич. императивом".
Бурж. социологи, долгое время третировавшие У. как химерич. проекты преобразования
общества, к числу к-рых они бездоказательно относили и марксизм, резко
меняют своё пренебрежит. отношение к ней после победы социалистич. революции
в России. Эта переоценка значения У. в целом в обществ. развитии была лаконично
сформулирована Н. Бердяевым: "Утопии выглядят гораздо более осуществимыми,
чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас
совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления?". (О. Хаксли
приводит это высказывание в качестве эпиграфа к своей книге - см. "Brave
New world", L., 1958, p. 5.) Эта установка, воплотившая в себе волюнтаристскую
идею "исторического произвола", стала лейтмотивом в оценке У. совр. социологами-немарксистами;
среди них явно возобладало отрицат. отношение к У.: её характеризуют как
насилие над действительностью, над человеческой природой, как обоснование
и идеализацию тоталитарного строя.


Эта тенденция проявилась
в широком распространении т. н. антиутопии, назначение к-рой состоит в
том, чтобы изобразить социальные идеалы своего противника в заведомо пугающем
или карикатурном виде, предположив их воплощение в жизнь. Хотя подобный
приём, близкий к социальной сатире, встречался и прежде, напр. в творчестве
Свифта, Вольтера, С. Батлера, он стал ведущим в жанре У. лишь в 20 в. Наиболее
известными сочинениями такого рода являются романы "Мы" Е. Замятина,
"Отважный новый мир" О. Хаксли и "1984 год" Дж. Оруэлла,
в к-рых воплотились не только враждебность к социализму, но и смятение
перед лицом грядущих социальных последствий науч.-технич. прогресса, стремление
отстоять бурж. индивидуализм от рационализированной тех-нократич. цивилизации.
Одновременно в ряде антиутопий проявляются законная тревога за судьбу личности
в "массовом обществе", протест против манипуляции сознанием и поведением
личности в условиях гос.-монополистич. капитализма. В 60-70-е гг. 20 в.,
в связи с глубоким идейным кризисом бурж. сознания, У. привлекает к себе
возрастающее внимание обществ. деятелей, идеологов и социологов на капиталистич.
Западе. С одной стороны, раздаются призывы создать привлекательную для
широких масс либе-рально-демократич. У. в качестве альтернативы марксизму,
научному коммунизму с прямой целью идеализировать гос.-монополистич. капитализм
или морально обосновать программу его обновления посредством "реформации
сверху", противопоставляемой социалистич. революции (Ф. Хайек, Ф. Л. Полак,
У. Мур). С др. стороны, многие мелкобурж. радикалы, идеологи движения "новых
левых", не видя практич. путей к достижению социальной справедливости,
намеренно становятся на позиции воинствующего утопизма (Ч. Р. Миллс,
Г. Мар-кузе, П. Гудмен, А. Турен, X. М. Энценсбергер и др.).
Для совр. бурж. У. характерно переплетение утопич. и антиуто-пич. тенденций,
к-рое выражается в том, что провозглашаемый в ней социальный идеал, как
правило, оказывается отталкивающим для широких масс населения, ибо сопровождается
отказом от традиц. гуманистич. и демократич. ценностей ("Второй Уолден"
Б. Ф. Скиннера).


Марксистская социология рассматривает
У. как одну из форм неадекватного отражения социальной действительности;
однако в прошлом У. выполняла важные идеологич., воспитат. и познават.
функции в жизни общества и нек-рые из них сохраняет. В соответствии с этим
значение У. определяется её классовым содержанием и социальным назначением.
У. является выражением интересов определ. классов и социальных слоев, как
правило, не находящихся у власти (см. В. И. Ленин, Две утопии, в кн.: Полн.
собр. соч., 5 изд., т. 22, с. 117-21). У. также имеет много общего с социальным
мифом по идейному содержанию, с социальной сатирой - по лит. форме, с науч.
фантастикой - по познават. функции. Вместе с тем У. обладает целым рядом
особенностей: в первую очередь убеждением в возможности разрешения всех
противоречий общества однократным применением к.-л. универсальной схемы,
рассматриваемой как панацея от любого социального зла. Для У. поэтому характерны
антиисторизм, намеренный отрыв от реальности, обычно нигилистич. отношение
к действительности, стремление конструировать вещи и отношения по принципу
"всё должно быть наоборот", склонность к формализму, пренебрежение к переходу
от реального к идеальному, идеалистич. понимание истории, обнаруживающее
себя в преувеличении роли воспитания и законодательства, а также упование
на поддержку со стороны выдающихся личностей, обладателей власти, филантропов
и т. п. Антиутопия, разделяя органич. недостатки утопич. сознания, вместе
с тем является её своеобразным антиподом в том смысле, что представляет
собой отречение от передового социального идеала и призывает к примирению
с существующим строем во избежание худшего будущего.


В истории общества и обществ.
мысли У. нередко служила формой выражения революц. идеологии угнетённых
масс, как это было во время восстания Аристоника в Пергаме (2 в.
до н. э.), "жёлтых повязок" в Китае (кон. 2 - нач. 3 вв. н. э.), в ходе
крест. войн в эпоху феодализма, в период бурж.-демократич. революций. Авторами
мн. утопич. произведений были видные обществ. и политич. деятели; многие
руководители амер. и франц. бурж. революций испытали серьёзное влияние
утопич. идей: первые - Гаррингтона, а вторые - Руссо и др. Предпринимались
даже попытки осуществить нек-рые утопич. проекты, напр. колонии последователей
Э. Кабе (Икария) в Сев. Америке и др., хотя они и оказались недолговечными.
Многие осн. принципы освободит. движения трудящихся, нравств. и законо-дат.
нормы, системы педагогики и образования были впервые сформулированы в У.
Великие утописты, как отмечал Ленин, "...гениально предвосхитили бесчисленное
множество таких истин, правильность которых мы доказываем теперь научно..."
(там же, т. 6, с. 26).


Хотя возникновение науч.
социализма подорвало социальное значение У., лишило её многих прежних функций,
У. вообще, в отличие от утопич. социализма, не утратила своей роли в качестве
спе-цифич. жанра лит-ры. Положит. значение У. в совр. эпоху проявляется
в двух направлениях: она позволяет предвосхищать вероятное отдалённое будущее,
к-рое на данном уровне познания не может быть научно предсказано в конкретных
деталях; она может также предостерегать от нек-рых отрицат. социальных
последствий человеческой деятельности и др. нежелательных тенденций в обществе.
Эти формы У. стимулировали развитие в социологии метода нормативного прогнозирования
и сценариев с целью анализа и оценки желательности и вероятности предполагаемого
развития событий. См. также статьи Научная фантастика, Фантастика.


Лит.: Кирхенгейм А.,
Вечная утопия, [пер. с нем.], СПБ, 1902; Сорель Ж.. Размышления о насилии,
[пер. с франц.], М., 1907; Свентоховский А., История утопии, [пер.с польск.],
М., 1910;


Мортон А. Л., Английская
утопия, пер. с англ., М., 1956; Францов Г. П., Исторические пути социальной
мысли, М., 1965; Агости Э., Возрожденный Тантал, пер. с исп., М., 1969;
Баталов Э. Я., Философия бунта, М., 1973; Wе11s Н. G., A modern Utopia,
L., 1909; его же, Experiment to autobiography, v. 1-2, L., 1934; Mannheim
K., Ideology and Utopia, L., 1936; Mue11er W. D., Geschichte der Utopia-Ro-mane
der Weltliteratur, Bochum, 1938; Dupоnt V., L'Utopie et le roman utopique
dans la litterature anglaise, Toulouse - P., 1941; Parrington V. L., American
dreams; a study of American Utopias, [Providence], 1947; Вuber M., Paths
in Utopia, L., 1949; Веrneri M. L., Journey through Utopia, L., 1950; Ruуer
R., L'Utopie et les utopies, P., 1950; Berdiaev N. A., Royaume de 1'esp-rit
et royaume de Cesar, Nchat.-P., 1951; Gerber R., Utopian fantasy, L., 1955;
Duveau G., Sociologie de 1'Utopie et autres essais, P., 1961; Ро1ak F.,
The image of the future, Leyden - N. Y., 1961; Mumrord L., Story of Utopias,
N. Y., 1962; Wa1sh Сh., From Utopia to Nightmare, N. Y., 1962; Воguslaw
R., The new Utopians, Englewood Cliffs (N. Y.), 1965; Utopias and Utopian
thought, Boston, 1966; Hillegas M.R., The future as nightmare, N. Y., 1967;
Servier J.,

Histoire de 1'utopie, P.,
1967; Utopia, ed. G. Kateb, N. Y., 1971; Lароuge G.,


Utopie et civilisations,
1973.

Э. А. Араб-оглы.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я