УЧЕБНИК
книга, в
к-рой систематически излагаются основы знаний в определ. области на совр.
уровне достижений науки и культуры; основной и ведущий вид уч. лит-ры.
Для каждой ступени образования и вида уч. заведений (общеобразоват. школа,
проф.-технич., ср. спец. и высшие уч. заведения и др.), а также для самообразования
создаются У., отвечающие целям и задачам обучения и воспитания определ.
возрастных и социальных групп.
История У. начинается в глубокой
древности. Шумерийские глиняные дощечки с уч. текстами насчитывают 4,5
тыс. лет. В антич. мире нек-рые сочинения древних авторов содержали систему
науч. знаний и использовались в качестве уч. книг, напр. "Начала" Евклида
(ок. 300 до н. э.) служили У. геометрии в течение мн. веков (до кон. 19
в. насчитывалось 2500 печатных изданий "Начал" в разных странах). В ср.
века, когда церковь заняла господствующее место в просвещении, для обучения
использовались богослужебные книги ("Псалтырь", "Часослов" и др.). В связи
с развитием книгопечатания духовенство лишилось монополии на образование
(см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7, с. 350-51). В 17 в. чеш.
педагог-гуманист Я. А. Каменский обосновал роль и значение У. как
массового уч. средства, реализующего осн. принципы дидактики. Созданный
им первый иллюстрир. У. "Мир чувственных вещей в картинках" (1658) явился
образцом для создателей У. в течение неск. столетий.
Первым рус. печатным У. была
азбука (букварь), изданная Иваном Фёдоровым во Львове в 1574. Из
четырёх веков существования рус. печатных У. 1-я треть приходится на букварно-грам-матич.
У., среди к-рых наиболее значительны грамматика Зизания (1596), грамматика
М. Смотрицкого (1619, служила У. более 100 лет до появления "Российской
грамматики" М. В. Ломоносова в 1757), букварь Кариона Истомина (1694, полностью
гравирован Л. Буниным), носивший светский характер. В 1703 вышла "Арифметика"
Л. Магницкого, являвшаяся до кон. 18 в. основным У. арифметики и алгебры.
Характерно, что первой книгой гражд. шрифта, введённого Петром I. был У.-
"Геометриа славенски землемерие" (1708). В 1760 вышел "Краткий российский
летописец с родословием" - первый У. отечеств. истории, написанный Ломоносовым.
В кон. 18 - нач. 19 вв. Комиссией об учреждении нар. училищ были выпущены
У. по математике, физике, химии, географии, естествознанию, иностр. языкам
и др. В сер. 19 в. успехи естеств. наук, подъём обществ.-пед. движения
за демократизацию обучения определили новое направление в подходе к составлению
У. Образцом этого явилось "Родное слово" (книга для чтения) К. Д. Ушинского
(1864,
книга имела 146 изданий), осн. идея к-рого состояла в реализации в процессе
обучения единства речи и мышления, мышления и чувств. опыта. Вслед за ним
вышли У. для нар. школ, написанные последователями идей Ушинского В. И.
Водовозовым, Н. А. Корфом и др. В кон. 19 - нач. 20 вв. появляются У. по
физике К. Д. Краевича и А. В. Цингера, по алгебре и геометрии А. П. Киселёва
и С. П. Рыбкина, по географии А. С. Баркова, А. А. Крубера, С. С. Григорьева
и С. В. Чефранова, выдержавшие многократные издания (нек-рые из них в переработанном
виде использовались в сов. школе - напр. учебник Киселёва по алгебре имел
42 изд., выходил до 1965, его же У. по геометрии имел 31 издание и выходил
до 1970).
В период становления сов.
системы нар. образования в центре внимания было создание принципиально
новых уч. программ, отвечающих целям и задачам обучения и воспитания подрастающих
поколений строителей коммунистич. об щества.
Дореволюц. У., особенно по гуманитарным дисциплинам, при новых программах
оказались непригодными, а попытки приспособить их к условиям сов. школы
не могли дать положит. результатов. Отказ от дореволюц. У. перерос в отрицание
необходимости стабильных У. вообще. В 20-х- нач. 30-х гг. получили распространение
т. н. рабочие книги, "рассыпные" У., журналы-учебники и даже газеты-учебники.
ЦК ВКП(б) в пост. "Об учебниках для начальной и средней школы" (12 февр.
1933) осудил такую практику подготовки У. и обязал Наркомпрос РСФСР и ОГИЗ
обеспечить издание стабильных школьных У. С этого времени в СССР ведётся
систематич. работа по созданию и выпуску У., рассчитанных на их применение
в течение длит. времени. В основе этой работы лежит указание В. И. Ленина
о том, что "...главная задача всякого руководства: дать основные понятия
по излагаемому предмету и указать, в каком направлении следует изучать
его подробнее и почему важно такое изучение" (Полн. собр. соч., 5 изд.,
т. 4, с. 40). Огромное значение для формирования теоретич. основ и практики
подготовки У. имели многочисл. статьи, рецензии и выступления Н. К. Крупской
по этим вопросам.
Сов. школьные У. являются
средством осуществления уч.-воспитат. задач, стоящих перед школой: систематич.,
прочного и сознат. усвоения знаний, формирования у школьников марксистско-ленинского
мировоззрения и коммунистич.
нравственности. Общий уровень
подготовки по основам наук, воспитат. эффект обучения находятся в прямой
зависимости от качества школьного У. Ещё Ушинский писал: "...При хорошем
учебнике и благоразумной методе и посредственный преподаватель может быть
хорошим, а без того и другого и лучший преподаватель... долго, а может
быть, и никогда не выйдет на настоящую дорогу" (Собр. соч., т. 11, 1952,
с. 48). Высокое качество У.- это воплощение передовых методич. идей, одна
из основ эффективности учительского труда.
В практике подготовки и издания
сов. У. сложились определ. принципы как по их содержанию, так и по методич.
построению, требования к языку, худож. оформлению, полиграфич. исполнению
и гигиене издания. Содержание сов. У. определяется уч. программой. Основные
требования, предъявляемые к школьному У.: знания должны раскрывать основы
данной науки, всемерно содействовать воспитанию учащихся, формировать науч.
мировоззрение и готовить к практич. деятельности, знания должны быть вполне
доступны для учащихся данных возрастных групп.
В У. знания подаются в определ.
методич. обработке и методич. построении, к-рые обусловливают приёмы усвоения
учащимися знаний и содействуют развитию их мышления и эмоций. Правильное
методич. построение У. (соотношение его компонентов - текстов, иллюстраций,
аппарата и т. д.) делает его содержание соответствующим целям и процессу
усвоения знаний учащимися. Характерной чертой совр. сов. У. является то,
что он создаётся и используется как составная часть уч. комплекса (учебник
- сборник задач и упражнений-книги для чтения и хрестоматии - справочники
и словари - материалы для организации самостоят
работы учащихся). Разработка уч. комплексов, превращение их в функциональное
единство элементов (систему) создаёт новое качество, а сами элементы комплекса,
прежде всего У., приобретают новые системные свойства. У. всё активнее
выступает в роли интегрирующего и организующего средства.
Начавшееся в сер. 60-х гг.
введение в сов. общеобразоват. школе новых программ обусловило создание
У., призванных привести уровень образования учащихся в соответствие с новыми
задачами коммунистич. строительства, с требованиями науч.-технич. прогресса.
Над проблемами школьного У. работают мно-гочисл. н.-и. пед. центры, уч.-пед.
изд-ва, к составлению У. привлечены видные учёные, писатели, художники.
Наряду с развитием и совершенствованием тео-ретич. основ и методики традиц,
У. появился новый вид уч. книги - программированный учебник.
Уч. лит-ру, предназначенную
для проф. подготовки и системы повышения квалификации, в том смысле, как
это принято для ср. общеобразоват. школы, У. назвать нельзя, т. к. в большинстве
случаев - это руководства, приближающиеся к производств. лит-ре и отвечающие
практич. задачам подготовки квалифицированного работника.
У. для высшей школы в отличие
от школьных, как правило, излагают не основы, а самую науку. У. для вузов
готовятся как по общенауч. дисциплинам, так и по многочисл. специальностям.
Дифференциация наук, появление новых направлений приводят к относительно
быстрому старению вузовских У. по специальностям, в дополнение к ним выпускаются
различного рода уч. издания (лекции, семинары, избранные главы по той или
иной науч. теме и др.).
Подготовка и издание У. в
СССР - дело большой гос. важности. Об этом свидетельствуют постановления
ЦК партии, Сов. правительства по вопросам подготовки, издания и распространения
У. У. - самая массовая и доступная книга в СССР. В 1975 только для ср.
общеобразоват. школ было издано ок. 2400 названий У. на 52 языках, тиражом
св. 300 млн. экз. Учреждены ежегодные Гос. премии за У.; в 1970-76 Гос.
премиями отмечено св. 20 У. для ср. общеобразоват. школы, ср. спец. и высших
уч. заведений.
Больших успехов в подготовке
и издании У. достигли и др. социалистич. страны. Развивается содружество
уч.-пед. изд-в СССР с изд-вами ГДР, ПНР и др., активно исследуются пути
совершенствования совр. У. в различных н.-и. пед. учреждениях.
В капиталистич. странах,
как правило, подготовка и выпуск У. децентрализованы, по одному и тому
же уч. предмету выпускаются неск. параллельных конкурирующих У., что объясняется
отсутствием единых школьных уч. программ и др. причинами.
Лит.: Ленин В. И.,
О воспитании и образовании. [Сб. ст.], 3 изд., М., 1973; Крупская Н. К.,
Пед. соч. в 10 тт., т. 3, М., 1959, т. 10, М., 1962; Народное образование
в СССР. Сб. докумеЕ1Тов. 1917-1973, М., 1974; Проблемы школьного учебника
[Сб. ст.], в. 1-4, М., 1974-76; Preparing textbook manuscripts. A guide
for authors in developing countries, [P.], UNESCO, 1970.
И. М. Терехов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я