УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ материальные
средства обучения, используемые в учебном процессе
для формирования
у учащихся знаний, умений и навыков, управления их познават. деятельностью,
общего развития и воспитания.


Различают 3 осн. группы У.
о.: натуральные объекты; изображения и отображения предметов и явлений
действительности; описания предметов и явлений мира знаками, словами и
фразами ес-теств. и искусств. языков.


В состав первой группы (натуральные
объекты) входят: предметы и явления объективной действительности для непо-средств.
изучения (минералы, горные породы, сырьё, полупродукты и продукты произ-ва,
препараты растений и животных и т. д.); натуральные предметы и технич.
средства для воспроизведения явлений и последующего демонстрац. и лабораторного
изучения их (реактивы, приборы и пр.); материальные и технич. средства
для трудовой, изобразит. и экскур-сионно-туристской деятельности учащихся
(древесина, металл, пластмассы, стекло и т. п.; измерит., контрольные приборы,
монтажные и отделочные инструменты; принадлежности и инструменты для черчения
и рисования; машины, станки и технич. устройства; экскурсионное, туристское
и экспедиц. оборудование).


Вторая группа У. о. (изображения
и отображения предметов и явлений действительности) объединяет: объёмные
пособия - макеты, модели, слепки, муляжи, глобусы и т. д.; плоскостные
пособия - таблицы, картины, фотографии, карты, схемы, чертежи; аудиовизуальные
средства - кинофильмы, кинофрагменты, кинокольцовки, диафильмы, диапозитивы,
транспаранты, записи на грампластинках и магнитной ленте, радио-и телепередачи
и др. Аудиовизуальные средства, кино, радио и телевидение позволяют знакомить
учащихся с совр. достижениями науки, техники, производства и культуры,
с явлениями, недоступными непосредств. наблюдению, переноситься в самые
отдалённые времена и места земного шара, в космос, проникать в недра вещества
(мультисъёмки), внутр. движения в мире волн, элементарных частиц, атомов,
молекул, клеток живого вещества; наглядно предъявлять и теоретически разъяснять
явления природы и обществ. жизни.


Третья группа (письменные
описания) включает: научную, справочную, мето-дич. и др. лит-ру для учителя;
учебники, сборники задач и упражнений, руководства для наблюдений, лабораторных
и трудовых занятий, программированные и др. печатные материалы (см. Учебная
литература).



Особую группу У. о. составляют
технические
средства обучения:
информационные (используемые для передачи и восприятия
информации, зафиксированной на киноплёнке, грампластинке и т. д.) - киноаппараты,
магнитофоны, электропроигрыватели, телевизоры и др.; контролирующие - перфокарты,
перфопластинки, различного типа автоматы и т. д.; обучающие - лингафонные
устройства, обучающие машины, закрытые телевиз. установки, электронно-вычислительные
машины (ЭВМ) и т. д.


К У. о. предъявляются разносторонние
функционально-пед., эргономич., эсте-тич., экономич. требования, а также
требования техники безопасности и гигиены.


Наибольшая эффективность
использования У. о. достигается при кабинетной системе организации уч.
занятий.


Теоретич. обоснованием и
разработкой различных видов У. о., созданием научно обоснованного оптим.
комплекса У. о. для ср. школы занимается НИИ школьного оборудования и технич.
средств обучения АПН СССР (осн. в 1965 в Москве).


Лит.: Перечни типовых
учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных
школ, М.,19 77; Соловьева Е. Е., Экранные пособия на уроках биологии, М.,
1971; Оборудование начальных классов, под ред. Н. П. Конобеевского, М.,
1971; Технические средства обучения в средней школе, под ред. Л. П. Прессмана,
М., 1972; Учебное оборудование по физике в средней школе, под ред. А. А.
Покровского, М., 1973; Шахмаев Н. М., Дидактические проблемы применения
технических средств обучения в средней школе, М., 1973; Грабецкий А. А.,
Назарова Т. С., Кабинет химии, М., 1974; Зельманова Л. М., Кабинет русского
языка в средней школе, М., 1974; Прессман Л. П., Кабинет литературы в школе,
М., 1975; Оборудование кабинета математики, М., 1975; Самойлов И. И., Учебно-наглядные
пособия по географии, М., 1975; Использование средств звукозаписи в учебном
процессе, М., 1975; Материалы международной научной конференции социалистических
стран по проблемам школьного оборудования, М., 1975. См. также лит. при
ст. Технические средства обучения.

С. Г. Шаповаленко.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я