УЧЕБНЫЕ ЗДАНИЯ
здания,
предназначенные для различных педагогич. процессов, входящих в систему
начального, среднего или высшего образования; часто включают в себя различные
бытовые (в т. ч. жилые) помещения для учащихся.
Первые учебные заведения
(жреческие школы, школы писцов и др.) в Др. Египте, Вавилоне, Ассирии находились,
по-видимому, при храмах, т. к. образование было сосредоточено в руках жрецов.
В основных древнегреческих У. з.- палестрах и гимнасиях главной
частью и композиц. ядром был прямоугольный замкнутый перистильный двор
(см. Перистиль), в к-рый выходило неск. помещений (напр., гимнасий
в Милете, 2 в. до н. э.). С развитием образования в ср.-век. Европе и появлением
колледжей
строились спец. здания. Большинство колледжей (особенно крупных) по
своему облику и планировке были близки монастырям: основные (большой уч.
зал, капелла) и бытовые (трапезная, кухня, спальни) помещения были сгруппированы
вокруг двора, окружённого крытыми галереями (напр., Модлин-колледж в Оксфорде,
1474-1504). Расположение осн.
помещений вокруг внутр. двора с крытыми галереями было в Европе традиционным
для крупных (прежде всего университетских) зданий вплоть до 17 в. С усложнением
уч. процесса возросло количество аудиторий (напр., в Ягеллонском ун-те
в Кракове, 15 в.; в Вильнюсском ун-те, 2-я пол. 16 в.), среди к-рых появились
и с амфитеатраль-ным расположением мест (колледж "Са-пиенца" в Риме, 1575-1650,
арх. Дж, делла Порта, Ф. Борромини). Для большинства общеобразоват. школ
строились небольшие одноэтажные здания с неск. классами (школа в Бертон-Лати-мере
в Великобритании, 1622). В странах мусульм. Востока осн. У. з. являлось
медресе.
Развитие типов школьных зданий до нач. 20 в. (несмотря на отд. удачные
образцы) шло медленно: школы часто размещались в монастырских зданиях или
строились с использованием традиционных для них композиц. решений (напр.,
в Бельгии).
В России, где до 18 в. уч.
заведения в основном располагались в монастырях, особенно интенсивное стр-во
У. з. началось со 2-й пол. 18 в. [в т. ч. здание Смольного института
благородных
девиц (1806-08, арх. Д. Кваренги) в Петербурге, гл. корпус Дерптского (ныне
Тартуского) ун-та (1809, арх. Ю. В. Краузе)]. Школьные здания вначале были
также преим. одноэтажными, с общим залом, объединявшим неск. классов. Затем
возникли одно-двухэтажные У. з. с проходящим по продольной оси коридором,
по обеим сторонам к-рого располагались классы. Наиболее развитым типом
У. з. была гимназия: обычно монументальное двух-трёхэтажное здание
с фасадом, украшенное портиком или пилястрами, вестибюлем и парадной лестницей,
по поперечной оси, актовым залом на 2-м этаже и коридорами с двусторонним
расположением классов (напр., гимназия в Оренбурге, 1842). Учреждения закрытого
типа (ин-ты благородных девиц и т. п.) включали помещения пансионата. Выдающийся
образец спец. У. з.- АХ в Ленинграде (1764-88, арх. А. Ф. Коко-ринов, Ж.
Б. М. Валлен-Деламот; илл. см. т. 14, табл. XXII, стр. 320-21), планировка
к-рой учитывает особенности высшей художеств. школы.
Университеты и институты,
построенные во 2-й пол. 18 - 1-й пол. 19 вв., имеют, как правило, характерный
для обществ. зданий эпохи классицизма П-об-разный план с обращённым к улице
кур-донёром,
подчёркнутый портиком центр объём и коридорную планировку (Моск. ун-т,
1786-93, арх. М. Ф. Казаков; илл. см. т. 17, табл. II, стр. 16-17). Подобная
композиция У. з. высших уч. заведений иногда применялась и позже (Политехникум
в Дрездене, 1872- 1875, арх. Р. Гейн; ун-т в Париже, 1885, арх. П. Нено).
Дифференциация наук и специализация обучения, значительно выросшее технич.
оснащение уч. процесса привели к возникновению крупных уч. заведений, размещённых
в неск. многоэтажных корпусах (корпуса факультетов или кафедр, корпуса
адм., аудиторные, лабораторные и пр., напр. Политехнич. ин-т в Петербурге,
1899- 1902, арх. Э. Ф. Виррих). В 20 в. получили распространение два осн.
приёма композиции объёмно-пространств. решения здания вуза: единое здание
(нередко сложное в плане и состоящее из примыкающих друг к другу блоков)
и композиция из
неск. отд. корпусов (т. н. павильонная композиция; напр. Илли-нойсский
технология, ин-т в Чикаго, 1955, арх. Мис ван дер РОЭ; илл. см. т. 16,
табл. XXII, стр. 320-321; университетский городок в Мехико, 1949-54, арх.
К. Ласо, М. Пани, Э. дель Мораль; илл. см. т. 16, вклейка к стр. 33), иногда
сгруппированных вокруг центрального ядра - площади-форума. Во мн. странах
крупные У. з. (университеты, политехнич. ин-ты и др.) располагаются в отд.
городках.
Интенсивная разработка различных
типов школьного здания, учитывающего как функциональные требования, так
и требования школьной гигиены, началась гл. обр. с 1920-х гг. Функциональная
дифференциация объёмов становится важным фактором, определяющим рациональные
планировочные решения. Наряду со школами, в к-рых в одном 2-4-этажном блоке
объединены различные по назначению помещения (классы, кабинеты-лаборатории,
спортивный зал и пр.), строятся школы с размещением этих помещений в неск.
блоках, объединённых в одно здание (школа на 3 тыс. уч-ся в Нёйкёльне близ
Берлина, 1928, арх. Б. Таут), или в отд. павильонах (иногда с разделением
по возрастным группам), расположенных по периметру двора или в линию и
объединённых крытыми переходами (школа в Нова-Хуте в ПНР, нач. 1960-х гг.,
арх. Ю. Голомб). В 1950- 1960-х гг. значит. вклад в развитие архитектуры
школ внесли зодчие европ. со-циалистич. стран. В ПНР, ЧССР, СФРЮ распространена
павильонная планировка, для ГДР, ВНР, НРБ, СРР характерны компактные композиц.
решения.
В С С С Р массовое стр-во
У. з. (преим. школ) началось со 2-й пол. 1920-х гг. Для школ 2-й пол. 1920-х
- нач. 1930-х гг. характерны рациональность, нередко асимметричность планировки,
чёткость деления на функциональные блоки и корпуса, расположение уч. помещений
по одной стороне широких светлых коридоров (школа на проспекте Стачек в
Ленинграде, 1927, арх. А. С. Никольский). Огромный размах стр-ва общеобразоват.
школ в 1930-х гг. потребовал перехода к их типовому проектированию. Было
разработано неск. типовых проектов 2-4-этажных, компактных по композиции
школ с односторонним расположением классов вдоль коридора. Принципы типизации
и дифференциации У. з. по профилю и числу учащихся получили дальнейшее
развитие во 2-й пол. 1950- 1970-х гг. Вузы малые (до 2 тыс. студентов;
мед., физ., культурные, художеств. и др.) и средние (на 2-5 тыс. студентов;
технич., с.-х., педагогич. и др.) строят обычно по типовым проектам, предусматривающим
протяжённые "линейные" корпуса (типовой проект уч. корпуса на 2500 студентов,
1964, арх. А. М. Кривущенко), квадратный в плане корпус с внутр. двором
(Хореографич. уч-ще Большого театра в Москве, 1967, арх. В. В. Лебедев,
А. Д. Ларин) или систему примыкающих друг к другу компактных блоков (Моск.
ин-т электронной техники, 1971, арх. Ф. А. Новиков и др.). Крупные (на
5-10 тыс. студентов) и крупнейшие вузы (св. 10 тыс. студентов; университеты,
нек-рые технич. вузы) строятся обычно по индивидуальным проектам, представляя
собой комплекс дифференцированных по назначению зданий (корпуса кафедр,
факультетов, лабораторий, аудиторные, спортивные и др.).
Иногда осн. У. з. объединяются
в единый пространственно-развитой корпус (напр., гл. здание Моск. ун-та
на Ленинских горах, 1949-53, арх. Л. В. Руднев и др.; илл. см. т. 17, стр.
44) или образуют обширную пространственную композицию зданий-павильонов
вокруг центрального ядра (комплекс ун-та в Ташкенте, 1970, арх. Е. Е. Калашникова).
Крупные мед., технич. вузы, ун-ты располагаются на периферии городов или
в пригородных зонах, что облегчает их кооперацию с клиниками, больницами,
научно-исследовательскими институтами, а с.-х. ин-тов - с совхозами. Для
техникумов и профтехучилищ проектируются унифицированные У. з., включающие
учебный, общественно-бытовой, универсальных мастерских блоки (напр., типовой
проект техникума на 1920 уч-ся, арх. Л. М. Кривущенко и др.). Типовые общеобразоват.
школы являются важнейшей составной частью застройки жилых микрорайонов.
Небольшие школы чаще состоят из одного блока, чётко членящегося на осн.
функциональные группы: классных помещений с рекреациями (и помещениями
продлённого дня для младшего возраста), кабинетов и лабораторий, помещений
для трудового обучения (мастерские и др.). Для крупных школ прогрессивным
планировочным решением является здание из неск. (обычно двух-трёх) примыкающих
друг к другу блоков - для младших классов и старших (напр., школа на 2032
учащихся в Новых Кузьминках в Москве, 1964, арх. И. Н. Кастель и др.).
Илл. см. на вклейке, табл.
V. (стр. 128-129).
Лит.: Алёшин П. Ф.,
Маринченко А. И., Колесников В. В., Архитектура школьных зданий, К., 1952;
Наумов С.Ф., Новые типы зданий профтехучилищ, техникумов и учебных комбинатов
для массового строительства, М., 1973; Архаров И. М., Наумов С. Ф., Проектирование
зданий техникумов и вузов, М., 1973; Цытович Г. Н., Университеты, М., 1973;
его же. Политехнические институты, М., 1974; Lin de
H., Hochschulplanung. Beitrage zur Struk-tur und Bauplanung, Bd 1-3, Dusseldorf,
1969- 1970. Г. Н. Цытович, Д. Г. Олтаршевский.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я