УЧЁТ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ
система
организованного наблюдения, количественного измерения и отражения социально-экономич.
процессов во всех звеньях нар. х-ва в целях планового руководства социалистич.
экономикой. У. н. призван своевременно обеспечивать органы управления на
всех уровнях научно обоснованными и достоверными данными, объективно характеризующими
ход выполнения гос. планов, заданий и обязательств, качество работы и продукции,
эффективность обществ. произ-ва и научно-технич. прогресса, темпы и пропорции
в развитии отраслей нар. х-ва, рост экономики, культуры и нар. благосостояния,
наличие резервов, использование природных ресурсов, состояние окружающей
среды. Единая система У. н. включает оперативный учёт, бухгалтерский
учёт и статистику.
Оперативный учёт ведётся
в целях наблюдения и контроля за отд. сторонами производственно-хоз. деятельности
предприятий, объединений, орг-ций и учреждений путём измерения, взвешивания,
счёта и регистрации как в процессе совершения производств., хоз. и иных
операций, так и после их осуществления. Особое значение он приобретает
в условиях автоматизированных систем управления технологич. процессами
(АСУТП). Бухгалтерский учёт основан на непрерывной сплошной и документальной
регистрации всех хоз. операций, совершаемых на предприятиях, в орг-циях
и учреждениях с товарно-материальными ценностями и ден. средствами. Статистич.
учёт ведётся с целью получения данных, необходимых для характеристики развития
нар. х-ва и его отд. отраслей. Сбор, разработка и экономич. анализ статистич.
материалов проводятся на основе обязательной гос. отчётности, переписей,
единовременных учётов, сплошных, выборочных, монографич. и др. статистич.
обследований. Используя достоверные данные, статистика изучает количеств.
аспект массовых явлений в неразрывной связи с их качеств. стороной, выявляет
закономерности обществ. развития.
Возможность отраслевых нар.-хоз.
обобщений предполагает преемственность оперативного, бухгалтерского и статистич.
учёта, сопоставимость данных учёта и статистики, их методологич. единство.
Такое единство достигается благодаря общим научно-методологич. и организационным
принципам, взаимосвязанной системе показателей планирования, учёта и статистики.
В СССР применяются единые для всех отраслей нар. х-ва принципы учёта валовой
и товарной продукции, капитальных вложений, основных, оборотных и ден.
средств, себестоимости продукции, товарооборота, фонда заработной платы
и т. д., что нашло отражение в инструкциях по учёту и отчётности. Большое
значение имеет внедрение общесоюзных классификаторов отраслей нар. х-ва,
пром. и с.-х. продукции, товаров и услуг, профессий, предприятий и организаций
и др., а также единых для всех отраслей форм отчётности и унифицированной
первичной учётной документации. Единство учёта и статистики в значит. мере
усиливается с расширением применения в экономике ЭВМ, созданием автоматизированных
банков данных, установлением взаимодействия между отраслевыми автоматизированными
системами управления (АСУ), автоматизированной системой гос. статистики
(АСГС) и автоматизированной системой плановых расчётов (АСПР).
В соответствии с Конституцией
СССР организация единой системы нар.-хоз. учёта находится в ведении Союза
ССР в лице его высших органов гос. власти и органов гос. управления. Руководство
делом учёта и статистики возложено на ЦСУ СССР, к-рое с участием Госплана
СССР, Мин-ва финансов СССР, Госбанка СССР и др. министерств и ведомств
разрабатывает систему взаимосвязанных статистич. показателей и единую науч.
методологию учёта. ЦСУ СССР утверждает формы отчётности, отвечает за состояние
учёта и отчётности, контролирует достоверность отчётных данных, представляет
руководящим органам необходимую статистич. информацию, публикует сообщения
о выполнении гос. планов и др. статистич. материалы, руководит работой
по механизации сбора и обработки учётно-статистич. информации в стране.
Министерства и ведомства организуют учёт на подведомственных предприятиях,
в орг-циях и учреждениях.
М. А. Королёв.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я