УЧИТЕЛЬ
в СССР, педагогический
работник, осуществляющий коммуни-стич. воспитание, образование и обучение
подрастающего поколения в общеобразо-ват. школах (см. Педагог, Воспитатель,
Преподаватель). Деятельность и обществ.-правовое положение У. в дорево-люц.
России определялись, как и в любом классово-антагонистич. обществе, интересами
господств. эксплуататорских классов. На самой низшей ступени обществ, положения
находился народный У., обучавший в начальных школах детей крестьян и трудящегося
гор. населения. Нар. У. пользовался уважением со стороны трудового народа,
был близок к нему, глубоко переживал его бесправие и угнетение и поэтому
был чуток к восприятию революц.-освободит. идей. Учитывая это, правительств.
органы усиливали контроль за благонадёжностью учителей. Учителя гимназий
и др. ср. уч. заведений занимали привилегированное положение, пр-во стремилось
превратить их в преданных ему чиновников. Однако среди значит. части учителей
к сер. 19 в. получили широкое распространение прогрессивные пед. идеи В.
Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, К. Д. Ушинского и
др. представителей отечеств. демокра-тич. педагогики, несовместимой с "казённой
педагогией" Мин-ва нар. просвещения - министерства "...полицейского сыска,
глумления над молодежью..." (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т.
23, с. 135). Среди прогрессивно настроенной части учительства нарастало
недовольство рутиной в организации пед. процесса. С усилением освободит.
движения эта часть учительства численно росла и всё более положительно
влияла на направление уч. занятий, изменение стиля отношений с учащимися.
После Окт. революции 1917
политика Сов. власти была поддержана подавляющим числом учителей дореволюц.
школы. "Чиновники от просвещения" оказались в ничтожном меньшинстве. Учительство
привлекли широта размаха и демократизм реформы всей системы нар. образования,
творч. перспективы пед. деятельности. Поэтому В. И. Ленин уже в 1918 выдвинул
требование "...связать учительскую деятельность с задачей социалистической
организации общества" (там же, т. 36, с. 420).
К осознанию задач построения
нового общества учителя шли через творч. участие в перестройке системы
нар. образования и проведении культурной революции в СССР. Реализация
ленинского указания о превращении учительства в главную армию социалистич.
просвещения явилась одним из важнейших итогов этой революции, в ходе к-рой
осуществлены идейно-политич. перевоспитание и пед. переподготовка дореволюционного
и создана система подготовки нового У. В Сов. гос-ве создан новый тип нар.
У. Его труд приобрёл высокую обществ. значимость, он "...тем ценен и прекрасен,
что ...формирует самого человека... Учитель ...осуществляет связь времен,
он - звено в цепи поколений. Он как бы передает эстафету из настоящего
в будущее..." (Брежнев Л. И., Ленинским курсом. Речи и статьи, т. 2, 1973,
с. 228).
У. принадлежит решающая роль
в воспитании и образовании, совершенствовании уч. процесса. "...Без личного
непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание,
проникающее в характер, невозможно" (Ушинский К. Д., Собр. соч., т. 2,
1948, с. 64). От личности У., его передовых обществ, убеждений, культуры
и образованности, пед. мастерства зависит успех подготовки молодого поколения
к жизни - его нравственный облик, мировоззрение, любовь к науке, способность
к творч. труду в социалистич. обществе в условиях научно-технич. революции.
Специфика проф. деятельности У. заключается в его постоянном воспитат.
воздействии на детей, подростков и юношество, что требует самого внимательного
отношения к особенностям их возраста, чуткого понимания их запросов, интересов,
увлечений, духовного мира и вместе с тем умения целенаправленно управлять
процессом развития личности. У. при этом имеет дело как с отдельной личностью,
так и с коллективом учащихся, деятельностью к-рого он руководит, используя
её в воспитат. целях (см. Классный руководитель). Интерес к работе
с детьми, любовь и близость к ним, мудрое терпение, отзывчивость, требовательная
доброта, отсутствие фальши во взаимоотношениях с учащимися являются необходимыми
качествами личности У. Коммунистич. убеждённость, широта культурного и
науч. кругозора, высоконравств. поведение, пед. мастерство служат основой
авторитета У.
Система подготовки У. строится
на основе специфики пед. деятельности и его обществ. положения. В пед.
уч. заведениях (см. Педагогическое образование. Педагогические училища,
Педагогические институты) и ун-тах (на историч., филологич. и нек-рых
др. факультетах) будущие учителя изучают не только те науки, основы к-рых
им предстоит преподавать, но и смежные. Особое внимание при подготовке
У. уделяется пед. дисциплинам и пед. практике. Подготовка У. ведётся также
в системе вечернего образования и заочного образования. Овладение
науч. знаниями, формирование пед. способностей и личности У. продолжается
и постоянно совершенствуется в процессе его деятельности. Частью повышения
квалификации У. является обмен передовым пед. опытом. Кроме институтов
усовершенствования учителей, этим занимаются пед. ин-ты, районные и
гор. пед. (методич.) кабинеты, педагогические общества, Академия педагогических
наук СССР, с этой целью систематически проводятся педагогические
чтения. Для У. издаются педагогические журналы, "Учительская газета"
и
того же назначения спец. газеты в союзных республиках, пед. и методич.
лит-pa, его работа стала предметом науч. исследований.
К нач. 1976/77 уч. года в
СССР работало 2700 тыс. учителей (к нач. 1914/15 их было 280 тыс.). Эта
огромная армия ком-мунистич. просвещения направляет все усилия на дальнейшее
совершенствование процесса обучения, решение задач всеобщего ср. образования
в соответствии с задачами социального и науч.-технич. прогресса. Учителя
активно участвуют в распространении политич., науч. и пед. знаний среди
населения. Многие из них являются депутатами органов Сов. власти. К нач.
1976/77 уч. года среди учителей - 83 Героя Социалистич. Труда, св. 280
тыс. чел. награждены орденами и медалями; 35 тыс. учителей носят звание
засл. учителя школы. Мин-во просвещения СССР и мин-ва просвещения (народного
образования) союзных республик отмечают лучших учителей знаками отличника,
медалями: Н. К. Крупской (Мин-во просвещения СССР), К. Д. Ушинского
(РСФСР), А. С. Макаренко (УССР), X. Абовяна (Арм. ССР), Я.
С. Гогебашвили (Груз. ССР). В ходе проводящейся с 1975 аттестации
учителей наиболее опытным из них присваиваются звания старшего учителя
и учителя-методиста. В стране ежегодно в первое воскресенье октября отмечается
День учителя. Учителя входят в состав профсоюза работников просвещения,
высшей школы и науч. учреждений (см. Профессиональные союзы СССР).
Советское пр-во постоянно
заботится об улучшении материально-бытовых условий жизни учителей. Им предоставляется
ежегодный оплачиваемый гос-вом отпуск в 48 рабочих дней, систематически
повышается зарплата (последнее повышение в 1972), предусмотрены пенсионные
льготы, сельские учителя обеспечиваются бесплатной квартирой с отоплением
и освещением, зем. участком.
Опыт подготовки, деятельности
и повышения квалификации У. в СССР получил распространение (с изменениями,
диктуемыми местными условиями) в др. социалистич. странах, используется
он и во многих развивающихся гос-вах.
Лит.: Ленин В. И..
О воспитании и образовании, 3 изд., М., 1973; Всесоюзный съезд учителей.
2-4 июля 1968. Стенографич. отчет, М., 1969; Нар. образование в СССР. Общеобразоват.
школа. Сб. документов. 1917 - 1973, [сост. А. А. Абакумов и др.], М., 1974;
Справочник работника нар. образования. Сб. законодательных, руководящих
и инструктивных материалов, М., 1973; Калинин М. И., О воспитании и обучении.
Избр. статьи и речи, М., 1957; Крупская Н. К., Об учителе, 2 изд., М.,
1960; Макаренко А. С., Соч., [2 изд.], т. 5, М., 1958; Нар. образование
в СССР, под ред. М. А. Прокофьева и др., М., 1967; Советский учитель. Очерки
об учителях - Героях Социалистического Труда, М., 1975; Гоноболин Ф. Н.,
Книга об учителе, М., 1965; Кузьмина Н. В., Очерки психологии труда учителя.
Л., 1967; её же, Формирование пед. способностей, Л., 1961; Раченко И. П.,
Научная организация пед. труда, М., 1972; Паначинф. Г., Пед. образование
в СССР. Важнейшие этапы истории и совр. состояние, М., 1975.
П. В. Зимин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я