УШИНСКИЙ

УШИНСКИЙ Константин
Дмитриевич [19.2(2.3).1824, Тула,-22.12.1870 (3.1. 1871), Одесса, похоронен
в
Киеве], русский педагог-демократ, основоположник науч. педагогики в России.
В 1844 окончил юрид. ф-т Моск. ун-та. В 1846-49 проф. Ярославского Демидовского
лицея, к-рый вынужден был оставить после обвинений в неблагонадёжности.
Сотрудничал в журналах "Современник" (1852- 1854) и "Библиотека для чтения"
(1854- 1855).
С 1854 преподаватель рус. словесности и юрид. предметов Гатчинского сиротского
ин-та, в 1855-59 инспектор его классов, с 1859 инспектор Смольного института,
в
1860 редактор "Журнала Министерства народного просвещения". С усилением
правительств. реакции отказался от редактирования журнала, а после пвлитич.
доноса вынужден был в 1862 оставить и Смольный ин-т. В 1862-67 жил за границей,
изучая постановку школьного дела.


Деятельность У. протекала
в период кризиса крепостнич. строя, подъёма об-щественно-демократич. движения
и формирования в нём революц.-демократич. направления. Стержнем его пед.
системы стали требования демократизации системы образования и обучения.
У. понимал тесную связь между педагогикой и философией. Педагогика, утверждал
он, "...в основании наука философская..." (Собр. соч., т. 11, 1952, с.
182). Он заявлял, что искусство воспитания "...в особенности и чрезвычайно
много обязано именно материалистическому направлению..." (там же, т. 3,
1948, с. 363). В обществ. взглядах У., в целом идеалистических, нашли отражение
прогрессивно-демократич. идея поступательного развития общества, протест
против деспотизма, признание деятельной сущности человека, труда как важнейшего
фактора жизни.


В пед. теории У. основополагающей
стала идея народности воспитания - признание творческой силы трудового
народа в историч. процессе и его права на полноценное образование. Противостоящая
"официальной народности", связанной с самодержавием и крепостничеством,
эта идея стала для прогрессивной педагогич. общественности опорой в борьбе
за реформы нар. образования, против рабского подражания иноземному, недооценки
богатой трудовыми и патриотич. подвигами жизни простого народа, родного
яз., отечеств. литературы, истории, природы. Идея народности У. свободна
от славянофильской нац. ограниченности. Признавая законность использования
достижений других народов, У. подчёркивал, что оно "...оказывается безвредным
только тогда, когда основания общественного образования твердо положены
самим народом" (там же, т. 2, 1948, с. 144). Эта идея У. включала требование
борьбы с бюрократическо-министерским управлением нар. образованием, широкого
привлечения к нему обществ. мнения, сближения "...образованных людей с
людьми рабочего класса" (там же, с. 496), развития инициативы демократич.
общественности в открытии нар. школ, в т. ч. воскресных, изъятия их из
ведения духовенства. С этих же позиций У. выступал за всеобщее обязательное
обучение детей обоего пола на родном языке.


Воспитание У. рассматривал
как общественное явление, "создание истории". Этим у него предопределяется
развитие педагогики и школы. "Предметом воспитания" является человек, и
"если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она
должна прежде узнать его тоже во всех отношениях" (там же, т. 8, 1950,
с. 23). Знать человека "во всех отношениях" у У. означало изучение его
физич. и психич. особенностей, влияний "непреднамеренного воспитания" -
общественной среды, "духа времени", его культуры и передовых общественных
идеалов. Педагогика, организуя целенаправленное ("преднамеренное") воспитание
человека, использует достижения наук о человеке, к-рые У. называл "антропологическими",-
философии, политэкономии, истории, литературы, психологии, анатомии, физиологии
и др. Материа-листич. позиция У. в понимании физиологич. и психич. процессов
позволила ему решать на высоком науч. уровне фундаментальные пед. проблемы,
особенно в области дидактики. Связи с педагогикой "антропологических
наук", "...в которых изучается телесная или душевная природа человека..."
(там же, с. 22), наиболее полно раскрыты им в капитальном труде "Человек
как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" (1868-69).


В развитии человека решающую
роль У. отводил историч. преемственности человеческих поколений. Воспитание,
утверждал он, помогает новым поколениям идти по дороге в будущее, "...действуя
заодно с другими общественными силами..." (там же, т. 2, 1948, с. 165);
оно, "...совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих
сил: физических, умственных и нравственных" (там же, т. 8, 1950, с. 24).
Цель воспитания - формирование активной и творческой личности, что предполагает
и подготовку к труду, умственному и физическому, как высшей форме человеческой
деятельности. Труд учащихся в школе в различных его формах У. рассматривал
в качестве важнейшего фактора воспитания и образования. Учение У. о творческом
труде как факторе жизни и воспитания явилось крупным достижением рус. пед.
мысли и получило всестороннее развитие в сов. пед. науке.


В понимании У. нравственности
я
нравств.
воспитания отразились анти-крепостнич. настроения, демократич.идея народности.
Считая роль религии в формировании общественной морали положительной, он
в то же время выступал за независимость от неё науки и школы, против руководящей
роли духовенства в школьном деле. Проблемы нравств. развития человека представлены
у У. как общественно-исторические. В нравств. воспитании он отводил одно
из главных мест патриотизму, к-рый, утверждал У., с "истинно львиною силой"
проявлялся в народе при защите Родины от внеш. врагов. Истинный патриотизм,
подчёркивал У., исключает шовинизм, требует воспитания гражд. долга "высказать
смелое слово истины" против гнёта и насилия, к-рые не исчезли в
России с отменой крепостного права. Его система нравств. воспитания ребёнка
исключала авторитарность, строилась на силе положительного примера, нравств.
влияния учителя, на "разумной деятельности ребёнка", требовала развития
активной любви к человеку, создания атмосферы товарищества.


У. разработал цельную дидактич.
систему. В ней раскрыты принципиальные вопросы отбора содержания образования,
его приспособления к особенностям детского возраста. Опираясь на материа-листич.
гносеологию, достижения психологии и физиологии, У. раскрыл особенности
умств. развития ребёнка. Он исследовал психофизич. природу обучения, дал
анализ психологич. механизмов внимания, интереса, памяти, воображения,
эмоций, воли, мышления, обосновал необходимость их учёта и развития в процессе
обучения. Осн. закон детской природы У. видел в том, что "...дитя требует
деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием
и односторонностью", и делал вывод: "...чем моложе возраст, тем более требует
он разнообразия деятельности..." (там же, т. 3, 1948, с. 147). Дидактика
У. является теорией организации учителем познавательной деятельности детей,
в к-рой первостепенное внимание уделяется развитию трудолюбия, интереса
к науке и физич. труду, возбуждению активности и самостоятельности детей
в процессе сознательного учения. У. ставил перед педагогом задачу "учить
учиться" и помочь воспитаннику найти своё место в жизни. Он исходил из
того, что "...следует передать ученику не только те или другие познания,
но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать
новые познания" (там же, т. 2, 1948, с. 500).


В содержании общего образования
У. уделял большое место естественнонауч. знаниям, а в постановке преподавания
гуманитарных предметов выступал против одностороннего, классич. его направления
(см. Классическое образование, Реальное образование). У. высоко
оценивал учение Дарвина, к-рое, писал он, "...придает живой смысл всему
естествознанию и может сделать его самым могучим образовательным предметом
для детства и юности..." (там же, т. 9, 1950, с. 378). Большое внимание
У. уделял родному языку в школе, в к-ром "...одухотворяется весь народ
и вся его родина" (там же, т. 2, 1948, с. 557). В книги для первоначального
классного чтения "Детский мир и Хрестоматия" (1861) и "Рвдное слово" (1864)
он, кроме высокохудожественных отрывков из родной литературы и устного
нар, творчества, включил т. н. деловые статьи,
дававшие материал по природоведению, географии и истории страны. Науч.
уровень знаний здесь сочетался с доступностью и яркостью изложения, служил
задачам нравств. и эсте-тич. воспитания. В них дан содержательный материал
для наблюдений, разработана система логич. упражнений. В мето-дич. руководствах
для учителей У. рассмотрел основы методики нач. обучения. Огромны его заслуги
во внедрении в школу нового, аналитико-синтетич. звукового метода обучения
грамоте, к-рый применяется и в сов. школе.


У. утвердил в русской дидактике
принцип воспитывающего обучения - единства обучения и воспитания. "...Воспитание,-
учил он,- должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и
на убеждения человека" (Архив У., т. 4, 1962, с. 592). Ведущая роль в этом
принадлежит учителю, являющемуся "...живым звеном между прошедшим и будущим,
могучим ратоборцем истины и добра, ...его дело, скромное по наружности,-
одно из величайших дел истории..." (Собр. соч., т. 2, 1948, с. 32). В формировании
личности нар. учителя У. возлагал надежды на пед. литературу и специальную
систему его подготовки.


У. оказал огромное влияние
на развитие прогрессивной педагогики народов России и славянских стран.
Его пед. учение во многом опередило время и используется в сов. педагогике.
В 1945 СНК СССР учредил медаль К. Д. Ушинского, к-рой награждаются особо
отличившиеся учителя и деятели пед. науки в РСФСР. Портрет стр. 165.


Соч.: Собр. соч., т. 1 -
11, М. - Л., 1948-52; Архив К. Д. Ушинского, т. 1-4, М., 1959 - 62; Избр.
педагогические соч., т. 1-2, М., 1974.


Лит.: Лордкипанидзе
Д. О., Педагогическое учение К. Д. Ушинского, 3 изд., М., 1954; Данилов
М. А., Дидактика К. Д. Ушинского, М. - Л., 1948; Струминский В. Я., Основы
и система дидактики К. Д. Ушинского, М., 1957; его же, Очерки жизни и педагогической
деятельности К. Д. Ушинского, М., 1960; Гончаров Н. К., Педагогическая
система К. Д. Ушинского, М., 1974; "Советская педагогика", 1974, № 2 (номер
посвящён У.); Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР.
Вторая половина XIX в., под ред. А. И. Пискунова, М., 1976, гл. 12. Э.Д.Днепров.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я