УЭЛЛС
(Wells) Герберт
Джордж (21.9. 1866, Бромли, -13.8.1946, Лондон), английский писатель. Происходил
из мел-кобурж. среды. Окончил Лондонский ун-т (1888). К 1891 получил два
учёных звания
по биологии, с 1942 доктор биологии. В 1893 опубл. учебники биологии и
физиографии, в 1930 - популярную кн. "Наука жизни" (т. 1-3, совм. с Дж.
Хаксли). Романом "Машина времени" (1895) У. открыл историю научной фантастики
20
в., опираясь на естественно-науч. концепции. Лит. источниками для У. послужили
произв. Дж. Свифта, Вольтера, амер. и нем. романтиков. Полемизируя с позитивистами,
У. доказывает, что развитие общества в рамках бурж. строя закончится вырождением
и гибелью человечества. В "Острове доктора Моро" (1896) аллегорически представлена
история цивилизации - процесса необходимого, но чудовищно жестокого. Роман
"Человек-невидимка" (1897) направлен как против косности мещан, так и против
ницшеанского "сверхчеловека". "Война миров" (1898) рассказывает о нашествии
с Марса, заставившем людей усомниться в совершенстве своей обществ. организации.
Сцены нар. революции, потрясшей капиталистич. общество в 21 в., нарисованы
в романе "Когда спящий проснётся" (1899). Ранний цикл завершается романами
"Первые люди на луне" (1901) и "Пища богов" (1904). "Колёса фортуны" (1896)
открывают список бытовых романов У.: "Любовь и мистер Люишем" (1900), "Киппс"
(1905), "История мистера Полли" (1910), "Билби" (1915). Сенсацию вызвал
роман "Анна-Вероника" (1909), посв. вопросу эмансипации женщины. Самый
значит. из не-фантастич. романов У. "Тоно-Бенге" (1909) был попыткой в
традициях О. Бальзака дать "поперечный разрез" англ. общества. Претерпевает
изменения и манера У.-фантаста: "В дни кометы" (1906) - бытовой роман с
вкраплением фантастич. элемента; роман "Война в воздухе" (1908) написан
в духе "технической" фантастики Жюля Верна; фантастич. элемента
лишён роман "Освобождённый мир" (1914), посв. военному и мирному использованию
атомной энергии.
С 1900 У. выступает с прогностич.
и утопич. произведениями: трактат "Предвиденья" (1901), ряд статей. В романе-трактате
"Современная утопия" (1905) выдвинут проект переустройства мира на основах
гос. социализма с широким допущением частного предпринимательства. Основу
идеологии У. составляет просветительство (см. Просвещение), истолкованное
применительно к 20 в. и приобретшее характер бурж. реформизма порою весьма
радикального толка (трактат "Новые миры вместо старых", 1908). Однако в
романе-трактате "Мир Вильяма Клиссольда" (1926) и трактате "Легальный заговор"
(1928) У. резко противопоставляет свои теории марксизму. В 1903-09 У. состоял
чл. "Фабианского общества" и, хотя острокритически воспринимал политич.
оппортунизм фабианцев, его собств. мировоззрение было лишь одной из форм
фабианства.
В годы 1-й мировой войны
1914-18 У.- деятельный участник воен. пропаганды (кн. "Война, которая покончит
с войнами", 1914). В 1916 опубл. антиво-ен. роман "Мистер Бритлинг пьёт
чашу до дна", но официально своих позиций не изменил. Наметившиеся здесь
богострои-тельские теории были развиты У. в повестях "Бог - невидимый король"
(1917), "Душа епископа" (1917) и др. Пропаганде новой религии как средства
перевоспитания человечества посв. также "Очерк истории" (1920), "Краткий
очерк истории" (1922) и др. работы по истории и педагогике. В 1923 У. опубл.
просветит. роман-утопию "Люди как боги". Начиная с романа "Накануне" (1927)
занял активную антифаш. позицию (роман "Самодержавие мистера Паргема",
1930; повесть "Игрок в крокет", 1936). Незаурядное сатирич. мастерство
У. выявилось в романах "Мистер Блетсуорси на острове Ремпол" (1928), "Бэлпингтон
Блепский" (1932) и "Необходима осторожность" (1941). В 1933 был избран
президентом Пен-клуба.
У. трижды (в 1914, 1920 и
1934) посетил Россию. Его беседа с В. И. Лениным (6 окт. 1920) получила
широкую известность благодаря кн. "Россия во мгле" (1920). Несмотря на
то, что У. не верил в способность Сов. России восстановить и развить нар.
х-во без помощи Запада, "Россия во мгле" сыграла большую рольв распространении
правды о Сов. России и Коммунистич. партии. Во время 2-й мировой войны
У. выступал в поддержку Сов. Союза. Родоначальник научно-фантастич. лит-ры
20 в., У.- крупнейший мастер критич. реализма, внёсший значит. вклад в
общелит. процесс.
Соч.: The works. Atlantic
edition, v. 1 - 28, L., 1924 - 27; в рус. пер. - Собр. соч., т. 1 - 15,
М., 1964; Краткая история человечества, М. - Л., 1924.
Лит.: Замятин Е.,
Герберт Уэллс, П., 1922; Кагарлицкий Ю., Герберт Уэллс, М., 1963; Успенский
Л., Записки старого петербуржца, Л., 1970, с. 346 - 77; Левидова И.М.,Парчевская
Б.М., Г. Дж. Уэллс. Библиография русских переводов и критической литературы
на русском языке, 1898-1965, М., 1966; Веrgоnzi В., The early H. G. Wells,
Manch., 1961; Raknem I., H. G. Wells and his critics, Oslo, 1962; H. G.
Wells. A comprehensive bibliography, 2 ed., L., 1968. Ю. И. Кагарлицкий.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я