ФАВОРСКИЙ
Владимир
Андреевич [2(14).3.1886, Москва,-29.12.1964, там же], советский график
и живописец, нар. худ. СССР (1963), действит. чл. АХ СССР (1962). Учился
в студии К. Ф. Юона в Москве (1903-05) и школе Ш. Холлоши в Мюнхене (1906-07),
на искусствоведч. отд. Моск. ун-та (1907- 1913). Чл. об-ва "Четыре искусства"
(1924-28).
С 1907 работал преим. в технике ксилографии гл. обр. над книжной
илл. Разработал стройную теорию оформления книги, осн. положения к-рой
сводятся к следующему: книга - это единство функционального ("инструмент
для чтения") и эстетич. начал, целостный организм, требующий снаружи оформления
как вещь, предмет быта, тогда как все внутр. элементы книги должны быть
подчинены задаче пространственно-временного истолкования лит. произв. Ритм
расположения этих элементов в пространстве книги, мера подробности в характеристике
героев и ситуаций, "определённое отношение... предмета к пространству"
должны выявлять стиль писателя, осн. "моменты мировоззрения" лит. произв.
Для гравюр Ф. периода 1910 - сер. 1930-х гг. характерны подчёркнутая пластичность,
использование только чёрного, почти осязаемого штриха ["Суждения господина
Жерома Куаньяра" А. Франса (1918, изд. в 1963); "Фамарь" А. Глебы (изд.
в 1923); "Труды и дни Михаила Ломоносова" Г. Шторма (изд. в 1934)], разнообразие
стилевых решений, отвечающих стилю лит. произв. [эпический строй илл. "Книги
Руфь" (изд. в 1925, илл. см. т. 10, стр. 133); иронически-буквальное переложение
поэтич. метафор на язык пластики в "Домике в Коломне" Пушкина (изд. в 1929);
романтическая экспрессивность образов "Новогодней ночи" С. Д. Спасского
(изд. в 1932; илл. см. т. 12, табл. XXX, с. 336-337); символичность скульптурно
завершённых форм в "Новой жизни" Данте (изд. в 1934)]. С сер. 1930-х гг.
Ф. чаще пользуется белым штрихом, действеннее передающим свет, движение,
психологич. характеристику персонажей. В его работах органически сочетаются
философская глубина образов, эпич. и лирическое начало [оформление "Сонетов"
Шекспира (изд. в 1948), сб. "Роберт Берне в переводах С. Маршака" (изд.
в 1950), илл. к "Слову о полку Игореве" (изд. в 1954), "Борису Годунову"
(1955, изд. в 1956) и "Маленьким трагедиям" (изд. в 1961) Пушкина; все-Ленинская
пр., 1962]. Мн. работал над станковыми ксилографиями ("Октябрь 1917", 1928,
илл. см. т. 7, табл. XXII, с. 288-289), в т. ч. над портретами ("Ф. Достоевский",
1929, "Пушкин-лицеист", 1935, серия "Великие русские полководцы", 1945-47),
экслибрисами, издательскими марками. С 1942 обращался также к линогравюре,
выявляя
её декоративные (серия "Самарканд", 1942-44) и публицистич. возможности
("За мир", 1959). Ф. создал особый стиль строгого, пластически ясного и
гармоничного карандашного рисунка (серия "двойных портретов", 1938-61,
и др.). В области монументального иск-ва Ф. добивался синтеза архитектуры
и живописи, понимая последнюю как ритмич. организацию пространства, разворачивающегося
во времени (росписи в Музее охраны младенчества и материнства, фрески,
1933, и в Доме моделей в Москве, сграффито, 1935, обе не сохранились).
Работам Ф. в театре свойственны сочетания конструктивного единства организации
сценич. пространства с яркой театральной условностью, тонкостью живописных
решений ("Двенадцатая ночь" Шекспира в МХАТ-2, 1934, и др.). Творчество
Ф. оказало большое влияние на сов. иск-во, особенно на графику. Проф. Вхутемаса-Вхутеина
(1920-30), Полиграфич. ин-та (1930-34), Ин-та изобразит. иск-в(1934- 1938),
Ин-та прикладного и декоративного иск-ва (1942-48) в Москве. Среди учеников-А.
Д. Гончаров, А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов, М. И. Пиков.
Соч.: Рассказы художника-гравера,
М., 1976; О художнике, о творчестве, о книге, М., 1966.
Лит.: Халаминский
Ю., В. А. Фаворский, М., 1964; Книга о Владимире Фаворском, М., 1967; Климов
Р., Заметки о Фаворском, в сб.; Советское искусствознание, 74, М., 1975;
его же, то же, в сб.: Советское искусствознание, 75, М., 1976; V. Favorsky,
[Collection, Moscow, 1967].
Е. С. Левитин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я