ФАЛЬКОНЕ
(Falconet)
Этьенн Морис (1.12.1716, Париж, -24.1.1791, там же), французский скульптор.
Сын столяра. В детстве занимался резьбой по дереву; в 1734-44 учился у
скульптора Ж. Б. Лемуана в Париже. Одно из первых значит. произв. Ф.- группа
"Милон Кротонский" (гипсовая модель, 1744, Эрмитаж, Ленинград; мрамор,
1754, Лувр, Париж) - отличается барочным драматизмом. В 1750-е - нач. 1760-х
гг. Ф. создавал аллегорич. и мифологич. статуи и группы ("Пигмалион", 1763,
там же, и др.), а также модели для севрских статуэток из бисквита ("Купальщица",
илл. см. т. 23, табл. VIII, стр. 64-65; в 1757- 1766 Ф. руководил скульпт.
мастерской Севрской мануфактуры); в этих произв. чувственность иск-ва рококо
сочетается с чистотой форм, свойственной классицизму 18 в.
Талант Ф.-монументалиста
в полную силу раскрылся в период пребывания скульптора в России (1766-78)
и его работы над памятником Петру I, установленному на Сенатской пл. (ныне
пл. Декабристов) в Петербурге (илл. см. также т. 14, табл. XXII, стр. 320-321;
голову Петра I моделировала ученица Фалько-не М. А. Колло). В духе
просветительской философии 18 в. Ф., по его словам, представил Петра как
"созидателя, законодателя, благодетеля своей страны". Пьедесталом памятника
послужила гранитная скала, обработанная в форме морской волны. Мощная бронзовая
фигура всадника, осадившего и вздёрнувшего на дыбы скачущего коня, полна
ге-роич. пафоса; стремительный порыв органично сочетается в ней с торжеств.
величием. Блестящее воплощение нашли в памятнике (за к-рым благодаря одно-им.
поэме А. С. Пушкина закрепилось назв. "Медный всадник") идеи могучего подъёма
страны, драматич. сложности переломного момента в истории. Важную роль
в образно-пластич. решении этого лучшего произв. Ф. играет тонко продуманное
многообразие аспектов его восприятия. Ф. продемонстрировал умение преодолевать
технич. трудности (фигура коня опирается на задние ноги и хвост, прикреплённый
к змее, символизирующей зависть и козни врагов).
Не дождавшись открытия памятника
(1782), Ф. в 1778 уехал в Голландию, а в 1780 вернулся во Францию (последние
10 лет жизни, разбитый параличом, он не работал). Значит. место в наследии
Ф. занимают теоретич. сочинения мастера, тесно связанные с эстетикой франц.
просветителей (Д. Дидро и др.).
Соч.: CEuvres..., t. 1-6,
Lausanne, 1781, 3 ed., Gen., 1970; в рус. пер., в кн.: Мастера искусства
об искусстве, т. 3, [М., 1967].
Лит.: Аркин Д., Медный
всадник, М. - Л., 1958; 3арецкая 3. В., Фальконе, Л. - М., [19651; Каганович
А. Л., "Медный всадник", Л., 1975; Levitine G., The sculpture of Falconet,
Greenwich, 1972.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я