ФАРАБИ
аль-Фараби
Абу Наср Мухаммед ибн Тархан (870, Фараб,-950, Дамаск), философ и учёный-энциклопедист
Востока, крупнейший представитель вост. аристотелизма. Филос. и естеств.-науч.
образование получил в Халебе (Алеппо) и Багдаде. В основе философии Ф.-
сочетание аристотелизма с неопла-тонич. учением об эманации: божество
("необходимо-сущее само по себе") производит в вечности мир ("необходимо-сущее
благодаря другому") через последо-ват. ряд истечений (эманации), начинающийся
космич. "интеллектами", каждый из к-рых соответствует определённой небесной
сфере; цепь этих "интеллектов" замыкается "активным интеллектом", к-рый
управляет процессами, происходящими в подлунном мире - мире возникновения
и уничтожения; соединение с "активным интеллектом" - предельная цель человеческого
знания.
В социально-этич. трактатах
Ф. развивал учение о "добродетельном городе", руководимом правителем-философом,
выступающим одновременно и как имам, предводитель религ. общины, передающий
широкой публике в образно-симво-лич. форме получаемые им от "активного
интеллекта" истины. Идеальному соци-ально-политич. устройству Ф. противопоставлял
"невежественные города", воплощающие отрицат. нравств. качества. Ф.- автор
комментариев к соч. Аристотеля (отсюда его почётное прозвище "Второй учитель")
и Платона. "Большой трактат о музыке" Ф.- важнейший источник сведений о
музыке Востока и др.-греч. муз. системе. Ф. оказал влияние на Ибн Сыну,
Ибн Баджу, Ибн Туфайля, Ибн Рушда, а также на философию и науку ср.-век.
Зап. Европы.
Соч. в рус. пер.: Философские
трактаты, А.-А., 1970; Математические трактаты, А.-А., 1972; Социально-этические
трактаты, А.-А., 1973; Логические трактаты, А.-А., 1975; О разуме и науке,
А.-А., 1975.
Лит.: Гафуров Б. Г.,
Касымжанов А. X., Ал-фараби в истории культуры, М., 1975; Хайруллаев М.
М., Фараби, эпоха и учение, Таш., 1975 (лит.); Madkour J., La place d'al-Farabi
dans 1'ecole philosophique musulmane, P., 1934.
А. В. Сагадеев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я