ФАРФОР
(тур. farfur,
fagfur, от перс. фегфур), изделия тонкой керамики, спёкшиеся, непроницаемые
для воды и газа, обычно белые, звонкие, просвечивающие в тонком слое, без
пор. Ф. обладает высокой механич. прочностью, тер-мич. и химич. стойкостью,
электроизоляц. свойствами и применяется для изготовления высококачеств.
посуды, художественно-декоративных и сан.-тех-нич. изделий, коррозионностойких
аппаратов химич. технологии, электро- и радиотехнич. деталей, низкочастотных
изоляторов и т. д. Ф. обычно получают высокотемпературным обжигом тонкодисперсной
смеси каолина, пластичной глины, кварца и полевого шпата (такой Ф. наз.
полевошпатовым). С развитием техники появились разновидности Ф.: глинозёмный,
цирконовый, борнокальцие-вый, литиевый и др.
В зависимости от состава
фарфоровой массы различают так наз. твёрдый и мягкий Ф. (мягкий Ф. имеет
несколько меньшую твёрдость, чем твёрдый). Твёрдый Ф. беднее флюсами и
богаче глинозёмом, чем мягкий; для получения необходимой плотности и просвечиваемости
он требует более высокой темп-ры обжига (до 1450 °С). Мягкий Ф. более разнообразен
по химич. составу, чем твёрдый; темп-ра обжига до 1300 °С. К мягкому Ф.
относится также костяной Ф., в состав к-рого входит до 50% костяной золы,
а также кварц, каолин и т. д. Костяной Ф. характеризуется наибольшей белизной
и просвечиваемостью. И твёрдый, и мягкий Ф. либо покрывают глазурью,
либо
выпускают в виде т. н. бисквитного Ф., т. е. без глазури (см.
Бисквит).
В
повседневном обиходе (посуда) и в технике (электроизоляторы) обычно применяется
твёрдый Ф.; мягкий Ф. используется преим. для изготовления художеств. изделий.
О произ-ве Ф. (способах приготовления
керамич. массы, методах формовки, режимах обжига) см. в ст. Керамика.
Лит.: Технология фарфорового и фаянсового производства, М., 1975.
И. А. Булавин.
Художественный фарфор.
Исторический
очерк. Ф. появился в Китае в 4-6 вв.: вытянутые стройные амфоры с гладкой
полированной поверхностью светлых тонов, вазы и кувшины со скульпт. изображением
жанровых сцен на крышках. В 7-13 вв. кит. Ф. проник в страны Азии и Европы.
Это изысканные кувшины с горлышками в виде птиц и зверей, вазы в форме
антич. амфор с ручками в виде драконов, белоснежные и расписанные яркими
цветными глазурями голубые и зеленовато-серые сосуды с рельефной орнаментацией
(селадон) из мастерских Лунцюаня, молочно-белые сосуды "бэй-дин" из Динчжоу
с вытисненными рисунками, тяжёлые сосуды и бутыли с остроэкспрессивной
росписью коричневой краской на светло-молочном фоне из Цычжоу, голубые
изделия "жу-яо" и изысканные, украшенные глазурью с контрастом ярких пятен
на нейтральном фоне сосуды "цзюнь-яо" из провинции Хэнань.
С 14 в., когда центром произ-ва
Ф. стал Цзиндэчжэнь, распространились изделия, украшенные свинцовыми глазурями
трёх цветов ("сань-цай") или подглазурной росписью синим кобальтом, к-рая
в 15 в. часто сочеталась с надглазурной росписью ("доу-цай" -"борьба цветов").
В 16 в. образцами росписи иногда служили узоры шёлковых тканей. Утончённость
форм, чистота и белизна черепка, узорность и красочность росписи свойственны
изделиям 17-18 вв., особенно с росписью эмалями зелёного и розового цвета
и т. н. пламенеющего Ф. с глазурью, переходящей из голубого в красный цвет.
Богатством и пластичностью форм отличаются фигуры божеств, мифических персонажей,
легендарных красавиц.В кон. 18 в. формы становятся вычурными, имитируют
изделия из лака, бронзы, камня и т. п. В 19 в. фарфоровая пром-сть пришла
в упадок. Совр. изделия кит. Ф. обычно просты по форме, часто монохромны
и покрыты традиц. цветными глазурями (серовато-зелёной, голубовато-серой,
красной). Выполняется много изделий и фигурок из белого бисквита. В Корее
фарфоровые изделия известны с 10 в.: гладкие без декора -"сомун", украшенные
изображениями животных и растений - "санхен", с красным орнаментом -"динхон",
с рисунками золотом -"хвагым", корейские селадоны - "сангам" и др. В Японии
произ-во Ф. возникло в 16-17 вв. под влиянием Китая и Кореи. Особенно известны
изделия г. Арита (т. н. имари) с росписью эмалями по белому фону (цветы,
птицы), повлиявшие на роспись европ. Ф. 18 в. В совр. японском Ф. (как
и в керамике) часто применяется лаконичная контрастирующая с формой изделий
роспись, требующая от исполнителя тонкого композиц. такта.
В Европе в кон. 16 в. изготовляли
мягкий Ф., близкий по своему составу молочному стеклу (т. н. фарфор Медичи
во Флоренции, имевший светлый черепок, покрытый свинцовой глазурью, и роспись
кобальтом, подражавшую вост. моделям). Ок. 1709 в Германии И. Ф. Бётгером
(при содействии Э. В. Чирнхауза) был открыт способ произ-ва твёрдого Ф.,
а в 1710 основан первый в Европе фарфоровый з-д в Мейсене (см. Мейсенский
фарфор), выпускавший изысканную по росписи и пластич. богатству посуду,
вазы, скульптуру в стиле рококо (живописец И. Г. Хёрольдт, скульптор
И. И. Кендлер и др.), а позднее - классицизма. В 1717-18 была основана
мануфактура в Вене, а затем в Берлине, Хёхсте, Нёй-деке (в 1761 переведена
в Нимфенбург), Франкентале, Фюрстенберге, Людвигсбурге; в нек-рых из них
работали крупные мастера (Ф. А. Бустелли в Нимфенбур-ге, И. П. Мельхиор
в Хёхсте), в основном в духе рококо.
Во Франции в 17 -18 вв. мануфактуры
(в Руане, Сен-Клу, Меннесси, Шантийи, Венсенне) изготовляли предметы роскоши
(в т. ч. лепные цветы) из мягкого Ф., покрытые легкоплавкой свинцовой глазурью
и яркой росписью на белых полях цветных фонов. Твёрдый Ф. здесь начали
производить лишь с последней трети 18 в. Особое место заняло произ-во бисквитной
скульптуры (по рис. и моделям Э. М. Фальконе, Ф. Буше и др.) на Севрской
мануфактуре (см. Севрский фарфор). В Великобритании с сер. 18 в.
изготовлялись посуда и скульптура из мягкого Ф. и затем его разновидности-"костяного
Ф." с каолином и пережжённой костью (мануфактуры в Боу, Челси, Вустере),
покрытые свинцовой глазурью и яркой сочной росписью (часто среди цветного
фона). В Италии твёрдый и мягкий Ф. выпускался в 18 в. в Венеции, Дочче
близ Флоренции, Неаполе (в основном посуда с кит. мотивами и гротесками
и мелкая пластика, рельефные панно для дворцов). В 18-19 вв. мануфактуры
по произ-ву твёрдого и мягкого Ф. были созданы также в Дании (Копенгаген),
Швеции (Ма-риеберг), Голландии (Beсп, Гаага), Бельгии (Турне), Швейцарии
(Цюрих), Чехии (Славков, Клаштерец). На мануфактурах 19 в. (в Бржезове
в Чехии; Херенде в Венгрии) применялась надглазурная роспись эмалями в
подражание китайской. На протяжении всего 19 в., несмотря на улучшение
технологич. процесса, художеств. качество европ. Ф. снижается. Лишь изредка
из технич. достижений извлекается художеств. эффект (подгла-зурная роспись
блёклыми матовыми красками с мягкими, нежными переходами тонов на з-де
в Копенгагене в кон. 19- нач. 20 вв.). В 20 в. в оформлении массовых изделий
повсеместно вводятся меха-нич. приёмы (деколькамания, штамп, трафарет,
ручная и машинная отводка), увеличивается выпуск технич. Ф., ведутся поиски
совр. выразит. форм изделий, применяется скупая, динамичная, часто остроэкспрессивная
роспись. Нек-рые з-ды выпускают изделия по старым (в основном 18 в.) формам.
В России Ф. был известен
со 2-й пол. 16 в.; в 18 в. здесь над способом произ-ва Ф. работали М. В.
Ломоносов, моск. керамист И. А. Гребенщиков. В 1744 в Петербурге был основан
первый в России фарфоровый з-д (см. Фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова
в
Ленинграде), где ок. 1747 Д. И. Виноградовым был открыт способ произ-ва
твёрдого Ф. из отечеств. материалов (простые и изящные по форме сосуды,
сервизы, табакерки с декоративными изображениями птиц, животных, пейзажей,
кит. сюжетов, портретов, гербов, монограмм, особенно выполненные живописцем
А. И. Чёрным, жанровые фигурки). В последней четверти 18 в. на з-де работали
выпускники петерб. АХ и иностр. мастера, изготовлявшие серви-зы; вазы,
портретные бюсты, скульптуру (серия "Народы Российского государства", 1780-е
гг.), в основном в стиле раннего классицизма, а в нач. 19 в., и особенно
после Отечеств. войны 1812, в стиле ампир (изделия с живописью воен.
сцен, портретами героев 1812, скульптуры по моделям С. С. Пименова). С
1830-х гг. з-д выпускал эклектич. изделия, лишь на рубеже 19-20 вв. с применением
кристал-лич. и цветных огнеупорных глазурей и подглазурной росписи, а также
с работой на з-де технолога Н. Н. Качалова, художника Е. Е. Лансере, скульптора
Н. Я. Данько были созданы отд. значит. произведения. Массовая продукция
отличалась стилизацией, обилием слащавых мещанских мотивов, перегруженностью
росписей золотом.
В 18-19 вв. были открыты
многие частные фарфоровые з-ды: Ф. Я. Гарднера (см. Дмитровский фарфоровый
завод) в с. Вербилки Моск. губернии, сочетавший ампирные формы с жанровой
трактовкой изобразит. мотивов; князя Н. Б. Юсупова в с. Архангельском,
выпускавший изделия по франц. образцам; А. М. Миклашевского в с. Волокитино
Черниговской губ., изготовлявший вазы с лепными цветами, статуэтки и даже
иконостас. З-д А. Г. Попова в с. Горбуново Моск. губ. выпускал жанровую
скульптуру подчёркнуто демократич. характера. К сер. 19 в. были осн. крупные
з-ды: Дулёвский фарфоровый завод, з-д около с. Буты Харьковского
уезда на Украине, в Риге, к-рые постепенно перешли в руки капиталиста М.
С. Кузнецова; продукция этих з-дов, несмотря на высокое качество фарфорового
черепка, в целом была эклектичной, отмеченной чертами отвлечённой символики
и стилизации.
В сов. время было налажено
произ-во технич., бытового, художеств. Ф. целиком из отечеств. материалов,
освоена новая сов. тематика в росписи (изделия т. н. сов. агитац. фарфора
С. В. Чехонина, А. В. Щекатихиной-Потоцкой и др., сочетавшие изящество
исполнения и плакатную броскость изображения с новой сов. эмблематикой
и надписями) и скульптуре (обобщённые по форме, актуальные по обществ.
звучанию произведения В. В. Кузнецова, Н. Я. Данько и др.). В 1930-е гг.
значительно увеличился выпуск массовой продукции, в основном силами Дулёвского
и Дмитровского з-дов, на к-рых были организованы художеств. лаборатории,
внедрившие в произ-во роспись изделий по эскизам заводских художников (т.
н. ситцевые мотивы П. В. Леонова, мотивы рус. нар. орнамента Е. П. Смирнова).
Однако общими недостатками Ф. тех лет, особенно массового, были увлечение
приёмами станковой живописи, неорганич. связь росписи с формой изделий
и затянувшийся процесс обновления этих форм. Поиски практичных, утилитарно-целесообразных
форм начались в 50-е гг. (Э. М. Криммер, Н. М. Суетин, С. Е. Яковлева в
Ленинграде, Т. Н. Воскресенская в Дулёве и др.). Появились лаконичные,
простые по исполнению росписи, подчёркивающие красоту самого материала.
Вместе с тем возросло применение механич. способов украшения массового
Ф., что существенно повлияло на его художеств. качество. К кон. 1960-х
гг. наряду с внедрением в произ-во новых форм и органично связанной с формой
росписи, стремящейся подчеркнуть красоту и благородство самого материала,
наметился отход от узко понятой утили-таризации в сторону усиления декоративного
начала, повышения эмоционального звучания фарфорового изделия в интерьере
(В. М. Городецкий, П. В. Леонови др.).
Илл. см на вклейках, табл.
XIV, XV (стр. 224-225).
Лит.: Селиванов А.
В., Фарфор и фаянс Российской империи, Владимир, 1903; его же, Первое прибавление
к книге: фарфор и фаянс Российской империи, Владимир, 1904; его же, Второе
прибавление..., 2 изд., Владимир, 1914; Императорский фарфоровый завод.
1774-1904, [СПБ, 1907]; Тройницкий С.,
Русский фарфор, Л., 1928;
его же, Русские фарфоровые фигуры, Л., 1928; Гурвиц П. А., Фарфор и фаянс.
Указатель русской литературы о фарфоре, Хар., 1922; Русский художественный
фар-Фор. Сб. ст. под ред. Э. Ф. Голлербаха и М. В. Фармаковского, Л., 1924;
Кверфельдт Э. К.,
Фарфор, Л., 1940; Безбородов
М.А., Дмитрий Иванович Виноградов-создатель русского фарфора, М. -Л., 1950;
Русский художественный фарфор. [Альбом], сост. Б. Н. Эмме и М. Л. Егорова-Котлубай,
М. - Л., 1950; Кочетова С. М., Фарфор и бумага в искусстве Китая, М. -Л.,
1956; Западноевропейский фарфор XVIII - XIX вв. [Путеводитель по выставке],
М., 1956; Андреева Л. В., Советский фарфор, 1920 - 1930 гг., М., 1975;
Zimmermann E.,
Chinesisches Porzellan, seine
Ge-schichte, Kunst und Technik, Bd 1 - 2, Lpz., 1913; Hannover E., Pottery
and porcelain, v. 1 - 3, L., 1925; Penka1a M., European porcelain, Amst.,
[1947]; Wa1сha O., Porzellan, Lpz., [1963]; Weiss G., Ullstein-Por-zellanbuch.
В.- Fr./M.-W., 1964; Jedding H., Europaisches Porzellan, Bd 1 - 2, Munch.,
1971; Schnorrv. Carols-feld (K oilman n), Europaisches Porzellan, Bd 1
- 2, Braunschweig, 1974.
В. Д.. Синюков.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я