ФАТАЛИЗМ

ФАТАЛИЗМ (от лат.
fatalis - предопределённый судьбой, роковой), мировоззрение, рассматривающее
каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию
изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.
Можно выделить три осн. типа Ф. Мифологический, а позднее бытовой, обывательский
Ф. понимает предопределение как иррациональную тёмную судьбу; теологический
Ф.- как волю всемогущего божества; рационалистический Ф. (сливающийся с
ме-ханистич. детерминизмом) - как неумолимое сцепление причин и
следствий внутри замкнутой каузальной системы. Первый тип Ф. повсеместно
распространён на заре культуры; позднее он оттесняется на периферию мысли,
выражается в "оккультных" доктринах типа астрологии, оживляется
в упадочные или переходные эпохи (поздняя античность, Позднее Возрождение
и т. д.- вплоть до аст-рологич. увлечений в бурж. обществе 20 в.), подвергается
переосмыслению в иррационалистич. философии жизни (О. Шпенглер)
и
у её эпигонов (Э. Юнгер, Г. Бенн, теоретики фашизма). Теологич.
Ф., учащий, что бог ещё до рождения предопределил одних людей "к спасению",
а других "к погибели", получил особенно последоват. выражение в исламе
(доктрина джабаритов, сформулированная в спорах 8-9 вв.), в нек-рых христ.
ересях средневековья (у Готшалька, 9 в.), в кальвинизме и
янсенизме;
ортодоксальная
теология православия и католицизма ему враждебна. Соединение теоло-гич.
Ф. с рационалистическим наблюдается у Г. Плифона. Рационалистич.
Ф. в чистом виде характерен для Демокрита, для Б. Спинозы, Т. Гоббса и
др. представителей механистич. детерминизма (напр., учение Лапласа о
неограниченной возможности умозаключать обо всех событиях будущего из полного
знания о действии сил природы в наст. момент). Поздний и философски бессодержат.
вариант рационалистич. Ф.- представление о роковом предопределении человека
к преступному поведению его наследств. биологич. конституцией (Ч. Ломброзо),
модное
на рубеже 19 и 20 вв. Отвергая любые формы Ф., марксизм противопоставляет
им учение о необходимости и случайности, о диалектике свободы
и
необходимости в обществ.-историч. процессе. С. С. Аверинцев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я