ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
(греч.,
букв.- учение о феноменах), вначале одна из филос. дисциплин, позднее
- идеали-стич. филос. направление, стремившееся освободить филос. сознание
от натуралистич. установок (резко расчленяющих объект и субъект), достигнуть
собств. области филос. анализа - рефлексии сознания о своих актах
и о данном в них содержании, выявить предельные характеристики, изначальные
основы познания, человеческого существования и культуры. Если в классич.
философии Ф.- введение в систему логики и метафизики, то в совр. бурж.
философии Ф. выступает как метод анализа чистого сознания и имманентных,
априорных структур человеческого существования.
Содержание и цель Ф. различным
образом истолковывались в истории философии. И. Г. Ламберт (впервые
предложивший термин "Ф.") видит в Ф. учение о явлениях как основе и предпосылке
опытного познания, учение о заблуждениях чувств. опыта. К этой позиции
близка точка зрения И. Канта в докритич. период: он усматривает
в Ф. пропедевтич., вводную дисциплину, предохраняющую метафизику от ограниченности
и несовершенства чувств. знания. В критич. период идея о возможности критич.
науки, подвергающей анализу ценность и границы чувственности, перерастает
у Канта в критику чистого разума. Противопоставляя мир явлений и "вещей
в себе", Кант утверждал, что рассудок не может выйти за пределы мира
явлений как объектов опытного знания. Эта линия философии Канта в последующем
привела к феноменализму; линия же, связанная с анализом априорных
форм созерцания и категориального синтеза, нашла своё развитие в Ф.
Новый этап в развитии Ф.
связан с философией Г. Гегеля, для к-рого Ф.- это учение о становлении
науки, учение об историч. формах сознания, восходящего к абс. знанию. Ф.,
по Гегелю, выявляет различные ступени развития духа, даёт "...подробную
историю образования самого сознания до уровня науки" ("Феноменология духа",
в кн.: Соч., М., 1959, т. 4, с. 44).
Одна из ведущих линий в бурж.
философии конца 19 в. связана с истолкованием описания явлений как единств.
функции науч. познания, с отказом от введения в науку ненаблюдаемых сущностей.
В этом же русле находятся представления о Ф. как описат. психологии, к-рая
противопоставляется объясняющей психологии. В работах Ф. Брентано, К.
Штумпфа,
А. Мейнонга были предложены методологич. средства для описания
и классификации психич. феноменов [трактовка сознания как потока переживаний,
как интенциональности, т. е. направленности на другое (см. Интенция),
идея о коррелятивности, соотносительности предмета и различных актов
переживаний, утверждение о самоочевидности внутр. переживаний].
Возникновение в нач. 20 в.
Ф. как определённого идеалистич. направления зап. философии связано с именем
Э. Гуссерля. Ф. возникает в противовес, с одной стороны, психологизму
в теории познания (Т. Липпс, X. Зигварт), для к-рого познание тождественно
чувств. опыту индивида, а с другой стороны - "историциз-му" В. Дильтея,
трактовавшего
философию как описание историч. типов мировоззрения. Исходным пунктом Ф.
было рассмотрение внеопытных и внеисторич. структур сознания, к-рые обеспечивают
его реальное функционирование и совпадают с идеальными значениями, выраженными
в языке и психологич. переживаниях. Гуссерль рассматривает Ф. как метод
уяснения смысловых полей сознания, усмотрения тех инвариантных характеристик,
к-рые делают возможным восприятие объекта и другие формы познания. Ф. основывается
на истолковании феномена не как явления чего-то иного (напр., сущности),
а как того, что само себя обнаруживает, как предмета, непосредственно явленного
сознанию. Поэтому Ф. мыслится у Гуссерля как интуитивное усмотрение идеальных
сущностей (феноменов), обладающее непосредств. достоверностью. Гуссерль
настаивает на самоочевидности переживания истины, на самодостоверности
созерцания феноменов, в к-рых он выделяет различные слои: языковые оболочки;
многообразные психич. переживания; предмет, мыслимый в сознании; смысл
- инвариантную структуру и содержание языковых выражений. Ф. обращается
к последним двум слоям, образующим интенциональ-ную структуру сознания.
Интенциональ-ность - изначальная характеристика сознания - понимается как
слитность последнего с его предметным содержанием. Предметное бытие рассматривается
Гуссерлем не как нечто извне данное человеку, а как то, что уже включено
в структуру чистого сознания в качестве нек-рых изначальных устремлений
к предмету - интенций. Предметное бытие, согласно Ф., имманентно, внутренне
присуще сознанию; оно обретает свой объективный смысл благодаря отнесённости
к сознанию. По Гуссерлю, предметное бытие и сознание коррелятивны (соотносительны)
друг другу. Сознание предстаёт в Ф. как двуединство, включающее в себя
позна-ват. акты - ноэзис и предметное содержание - ноэмы, к-рые по существу
совпадают с идеальными значениями.
Ф. понимается Гуссерлем как
наука об усмотрении сущности, как филос. "археология", ищущая априорные
структуры сознания. Задача Ф.- в раскрытии смысла предмета, затемнённого
разноречивым мнением, словами и оценками. Обращение Ф. "к самим предметам"
связано с её отказом от натуралистич. установки, противопоставляющей сознание
и бытие. Согласно Гуссерлю, эта установка, присущая обыденному сознанию,
науке и прежней философии, привела к трактовке знания как отражения реальности,
данной в чувств. восприятиях, к господству по-зитивистско-натуралистич.
философии и кризису европ. наук. Критика натуралистич. позитивизма, данная
Гуссерлем, в определённой мере была созвучна марксистской критике натуралистич.
фетишизма и метафизич. созерцательного материализма, где сознание "...берется
вполне натуралистически, просто как нечто данное, заранее противопоставляемое
бытию, природе" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т.
20, с. 34). Однако у Гуссерля эта критика проникнута неприязнью к любым
формам материализма и историч. пониманию сознания. Отвергая историч. подход
к сознанию, Гуссерль неправомерно видит в нём выражение релятивизма и скептицизма.
Ф., по Гуссерлю, имеет дело
с организацией сознания как такового, с априорными, надысторич. структурами
чистого сознания, к-рые составляют условия возможности эмпирич. и теоретич.
знания. Предмет Ф.- царство чистых истин, априорных смыслов - как актуальных,
так и возможных, как реализовавшихся в языке, так и мыслимых. Ф. определяется
Гуссерлем как "первая философия", как наука о чистых принципах сознания
и знания, как универсальное учение о методе, выявляющее априорные условия
мыслимости предметов и чистые структуры сознания независимо от сфер их
приложения. Познание рассматривается как поток сознания, внутренне организованный
и целостный, однако относительно независимый от конкретных психич. актов,
от субъекта познания и его деятельности. Идеальные сущности, по Гуссерлю,
не существуют как мир платоновских идей по ту сторону языковых выражений
и психич. переживаний, а только "значат".
Феноменологич. установка
достигается с помощью метода редукции, к-рый включает в себя: 1) эйдетич.
редукцию, т. е. отказ от любых утверждений об объективном существовании
бытия, о пространственно-временной его организации, воздержание от любых
суждений о реальном бытии и сознании (эпохе), и 2) трансцендентальную редукцию,
т. е. исключение всех антропологич., психологич. трактовок сознания и поворот
к анализу сознания как чистого созерцания сущностей. На этом пути достигается
понимание субъекта познания не как эмпирического, а как трансцендентального
субъекта, как мира общезначимых истин, возвышающегося над эмпирически-психологич.
сознанием и наполняющего его смыслом. По Гуссерлю, сущность (эйдос)
- инвариантная структура многообразных языковых суждений и переживаний,
тождественность идеального значения, относящаяся не только к значениям
актуально мыслимых объектов, но и к классу возможных объектов, , к потенциально
мыслимым значениям. Способ непосредств. усмотрения типического единства,
объективно-идеальной, идентичной сущности языковых выражений (идеация)
влечёт за собой понимание Ф. как науки о чистых возможностях, интенционально
предначертанных в структуре чистого сознания. Выявление предельных априорных
структур чистого сознания, области чистых смыслов и объективно-идеальных
законов, коренящихся в них, рассматривается Гуссерлем как способ обоснования
науки.
Трактовка Ф. у Гуссерля претерпела
ряд изменений. На первом этапе ("Логические исследования", т. 1-2, 1900-01)
критика психологизма привела к определению Ф. как наукоучения, как строгой
науки об универсальных, априорных структурах науч. знания. Анализ этих
структур приводит его к идее трансцендентальной Ф. ("Идеи чистой феноменологии
и феноменологическая философия", т. 1, 1913; т. 2-3, опубл. 1950- 1952)
и к сближению с кантианством. Интерпретация истины как самоочевидности
влечёт за собой интерес Гуссерля к картезианской (декартовской) точке зрения
("Картезианские медитации" и "Парижские доклады", 1931) и построение варианта
учения о чистом "Я" - "эгологии" Если в работах этого периода Гуссерль
видит задачу Ф. в анализе структур чистого сознания, то в последний период
своего творчества он во многом отказывается от первоначальных сугубо логич.
представлений о существе интенционального сознания и переходит на позицию,
согласно к-рой теоретич. сознание укоренено в "жизненном мире", в некоем
универсальном поле дорефлек-сивных структур, к-рые оказываются атмосферой
и почвой как теоретической, так и практич. деятельности ("Кризис европейских
наук и трансцендентальная феноменология", опубл. 1954). Именно эта линия
получила наибольшее развитие в экзистенциальной Ф. (см. Экзистенциализм),
где
с помощью метода Ф. выявляются априорные структуры человеческого существования
- такие, как страх, забота (М. Хайдеггер, Ж. П.Сартр, К. Ясперс, М. Мерло-Понти).
Феномено-логич. школа, пытавшаяся применить методы Ф. в этике (М. Шелер),
эстетике (Р. Ингарден), праве (X. Конрад-Марти-ус), психиатрии (Л. Бинсвангер),
социологии (М. Натансон, А. Шютц, А. Фир-кандт), педагогике (Т. Литт),
идейно распалась в сер. 20 в.; её представители сохранили лишь приверженность
к нек-рым средствам феноменологич. анализа сознания.
К. Маркс считал Ф. духа Гегеля
истоком и тайной спекулятивной философии. Выделив рациональное зерно в
гегелевской Ф.- проведение принципа деятельности в теории познания, Маркс
вместе с тем выявил её существенные недостатки - сведение деятельности
к абстрактно-духовной активности, а человека - к самосознанию (см. К. Маркс
и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, 1956, с. 637). Совр. форму Ф.- феноменологич.
философию Гуссерля - можно рассматривать как исток и тайну совр. иррационализма
- одной из осн. тенденций в бурж. философии 20 в. Выявляя несостоятельность
осн. принципов и положений Ф.- её субъективизм, разрыв с методологией естеств.
наук, схоластичность, марксисты отмечают и рациональные моменты феноменологич.
философии - острую критику сциентизма и позитивизма, осознание кризиса
зап.-европ. культуры, разработку сложных проблем анализа сознания. Марксистская
оценка Ф. не имеет ничего общего ни с нигилистич. отрицанием познават.
значимости проблем, поставленных Ф., ни с некритич. ассимиляцией идей Ф.,
к-рую отстаивают нек-рые ревизионисты (напр., Р. Га-роди).
Лит.: Шпет Г., Явление
и смысл, М., 1914; Яковенко Б. В., Философия Э. Гуссерля, в кн.: Новые
идеи в философии, сб. 3, СПБ, 1913; Блонский П. П., Современная философия,
ч. 2, М., 1922; Юрснец В., Эдмунд Гуссерль, "Под знаменем марксизма", 1922,
буржуазной философии, "Вопросы философии", 1959, N° 2; Какабадзе 3. М.,
Проблема "экзистенциального кризиса" и трансцендентальная феноменология
Э. Гуссерля, Тб., 1966; Гайденко П. П., Проблема интенциональности у Гуссерля
и экзистенциалистская категория трансценденции, в сб.: Современный экзистенциализм,
М., 1966; Мотрошилова Н. В., Принципы и противоречия феноменологической
философии, М., 1968; Философия марксизма и экзистенциализм. Сб. ст., М.,
1971; Современная буржуазная философия, М., 1972, гл. XII; Ойзерман Т.
И., К критике феноменологической концепции философии, "Вопросы философии",
1975, № 12; Меr1еаu-Роntу М., Les sciences de 1'homme et la phenomenologie,
P., [1958]; Spiegelberg H., The phenomenologi-cal movement. A historical
introduction, v. 1-2, The Hague, 1960; Sсhutz A., Collected papers, [v.]
1-3, The Hague, 1962; Essays in phenomenology, ed. M. Natanson, The Hague,
1966; Farbеr М., The aims of phenomenology, N. Y., [1966]; его же, The
foundation of phenomenology, 3 ed., Albany, 1968; Landgrebe L., Phanomenologie
und Ge-schichte, Gutersloh, [1967]. А. П. Огурцов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я