ФЕОДАЛЬНЫЙ СОЦИАЛИЗМ
разновидность
донаучного социализма, представители к-рого, критикуя капитализм, видели
выход из его противоречий в возвращении к феодально-патриархальным отношениям.
Впервые термин "Ф. с." был
употреблён К. Марксом и Ф. Энгельсом в "Манифесте Коммунистической партии
". Они относили к его представителям часть франц. легитимистов (Ж. Вильнёв-Бар-жемон,
Ш. Монталамбер и др.) и -"Молодую Англию", в к-рую входили аристо-кратич.
тори (Д. Маннерс, А. Эшли и др.), сплотившиеся в 1840-х гг. вокруг Б. Дизраэли.
Историко-филос.
концепция Ф. с. была разработана Т. Карлей-лем.
Теоретич. источниками
явились философия католицизма, схоластич. реализм, мистика Э. Сведенборга,
реакц. романтизм 18 - нач. 19 вв. (Э. Бёрк,
Р. Саути, С. Колридж,
Л. Боналъд, Ж. Де Местр), традиционализм исторнч. школы права
и др. учения, к-рые представители Ф. с. использовали преим. для провиденциалистско-телеологического
(см. Провиденциализм)
обоснования своих социально-политич. построений.
Формирование Ф. с. произошло после Революции 1830 во Франции н парламентской
реформы 1832 в Англии, когда возникла почва для иллюзии об общности интересов
классов, противостоявших буржуазии справа и слева, своеобразием антикапиталистич.
фронте феодалов и трудящихся.
Ф. с. представлял историч.
процесс как осуществление замыслов высшего существа, открывающихся только
избранным, задача к-рых охранять проверенные веками устои общества, не
допуская развития в нём "искусственных" элементов. С точки зрения Ф. с.,
установление политич. господства пром. буржуазии привело к распаду традиционных
обществ. связей, к возникновению хаотич. массы преследующих эгоистич. цели
индивидов. Возвращение к гармоничному слиянию людей в социальный монолит
может быть достигнуто лишь совмещением пром. цивилизации с феодально-патриархальными
принципами обществ. бытия, отвечающими извечной "человеческой природе":
иерархия, развитие патерналистско-патриархальных связей, незыблемость традиций
и ритуалов, святость политич. установлений и лиц, в к-рых они воплощены
(монархи, герои, земельные магнаты и "капитаны промышленности", как назвал
их Карлейль). Программа Ф. с., отразившая интересы и чаяния обуржуазившейся
земельной аристократии, в действительности не затрагивала основ капитализма,
затрудняя развитие активности нар. масс. К Ф. с. тяготели социальные слои,
выбитые из привычной колеи наступлением пром. капитализма (гор. мещанство,
чиновничье-бюрократич. элементы, часть интеллигенции).
К. Маркс и Ф. Энгельс, сочувственно
отзывавшиеся о меткой критике феод. социалистами антигуманистич. сторон
ка-питалистич. цивилизации, в целом характеризовали Ф. с. как ведущее направление
реакц. социализма 30-40-х гг. 19 в. В дальнейшем Ф. с., разновидностью
к-рого является христианский социализм, получил распространение
в Испании, Австрии, Венгрии, России (см. Славянофилы).
Лит.: Маркс К. и Энгельс
Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; Кан С. Б., История
социалистических идей, 2 изд., М., 1967.
И. Н. Неманов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я