ФЕРЬЕР
(Ferriere)
Адольф (30.8.1879, Женева,- 16.6.1960, там же), швейцарский педагог, теоретик
и деятель т. н. нового воспитания - одного из направлений бурж.-реформаторской
педагогики, возникшего в кон. 19 - нач. 20 вв. С 1900 Ф. преподавал в "новых
школах" Германии и Франции, с 1909 читал лекции в Женевском ун-те; в 1912-22
проф. Ин-та Ж. Ж. Руссо в Женеве, в 1912-14 один из основателей и пред.
Междунар. бюро новых школ; в 1921-33 основатель и активный деятель Междунар.
лиги нового воспитания и её секций во Франции, Бельгии, Испании и др. странах,
участвовал в создании и работе Междунар. бюро по воспитанию (1925).
Обобщая работу "новых школ"
и развивая идеи нового воспитания, Ф., как и мн. др. представители этого
направления (Дж. Бэдли, Г. Винекен, О.
Декроли, Э. Демолен, Г. Литц,
С. Редди и др.), подвергал критике официальную школу с её словесно-схоластич.
и догма-тич. характером обучения, формальным отношением к детям и призывал
к преобразованию её на иных пед. началах. Ф. сформулировал обязательные
признаки нового типа средней школы. Она должна быть интернатом и расположена
за городом; число воспитанников в группах для занятий - 10-12 чел. Большое
внимание, кроме изучения наук, в школе должно уделяться искусству, гимнастике,
играм и спорту, прогулкам и дальним экскурсиям, с.-х. и ремесл. труду;
преподавание в ней должно основываться на фактах, наблюдении мира вещей
и явлений природы, опираться на интересы ребёнка и возрастные особенности
его развития; для воспитания инициативы и самостоятельности вводится ученич.
самоуправление.
"Новые школы" были частными
платными заведениями, доступными детям из состоятельных семей, и служили
задачам воспитания "капитанов промышленности", предпринимателей. "По сравнению
с обычными средними школами,- отмечала Н. К. Крупская в 1915, -„новые"
школы являются громадным шагом вперед. Но это совсем не те школы, каких
хочет рабочий класс... Склад жизни в „новых" школах совершенно буржуазный"
(Пед. соч., т. 1, 1957, с. 347).
Соч.: L'ecole active a travers
l'Еurоре, Lib le, 1949; Breve initiation a 1'education nouvelle, P., 1950;
в рус. пер. - Из опыта новой школы Запада, М. - Л., 1926.
Лит.: Крупская Н.
К., Пед. соч., т. 1, М., 1957, с. 344-48; Познанский Н. Ф., Конструктивное
воспитание. Педагогические идеи Ад. Феррьера, [Саратов], 1928;
Delchet R., Principes et
philosophic d'Education nouvelle d'apres 1'oeuvre d'Adolphe Ferriere, Lyon,
1952.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я