ФЕТ
Шеншин, Афанасий
Афанасьевич [23.11(5.12). 1820, с. Новосёлки, ныне Мценского р-на Орловской
обл.,- 21.11(3.12).1892, Москва], русский поэт. Сын помещика А. Н. Шеншина
и Каролины Фет; был записан сыном Шеншина. Однако в 14 лет выяснилась юридич.
незаконность этой записи, что лишило Ф. всех дворянских привилегий. В 1844
он окончил словесное отделение филос. ф-та Моск. ун-та и с целью получить
дворянское звание поступил на воен. службу (1845). Первый сб. стихов -
"Лирический пантеон" (1840). К нач. 60-х гг., периоду резкого размежевания
обществ. сил, связанного с революц. ситуацией, относятся публицистич. выступления
Ф. в защиту прав помещиков, носящие подчёркнуто ретроградный характер.
Незадолго до этого Ф. вышел в отставку и занялся хозяйством в своём поместье;
мало писал в это время. Только на склоне лет поэт вернулся к творчеству,
выпустив 4 сб-ка стихов под общим назв. "Вечерние огни" (1883-91). Ф.-
принципиальный сторонник доктрины "чистого искусства", избегавший в своей
поэтич. практике обращения к социальной действительности, прямого отклика
на жгучие вопросы современности. В то же время его поэзия - в более широком
смысле - Имеет твёрдую жизненную почву. Поэту, движимому стихийным стремлением
воплотить в стихах само "вещество существованья", удалось мастерски передать
материальную реальность мира, данную человеку в его непосредств. восприятии.
Ощущая жизнь как всевластную, захватывающую силу ("Весна и ночь покрыли
дол", 1856?), поэт как бы растворяет своё "я" в стихии орга-нич. жизни
("Какое счастие: и ночь, и мы одни!", 1854). Необыкновенно острые лирич.
эмоции вызывает в Ф. природа - "весны таинственная сила" ("Ещё майская
ночь", 1857), "чудные картины" зимы ("Какая грусть! Конец аллеи", 1862),
вечера и ночи ("Шёпот, робкое дыханье", 1850, "На стоге сена ночью южной",
1857). "Пейзаж души" дан у Ф. в движении, насыщен живыми деталями предметного
мира, наглядными образами, богат слуховыми и зрит. ощущениями. Особенно
ярко вкус к живописным, пластич. картинам проявился у Ф. в антологич. стихах
("Вакханка", 1843, "Диана", 1847). Своеобразие психологизма Ф. в том, что
он с несвойственной дотоле рус. поэзии конкретностью воссоздал в лирике
мимолётные душевные настроения и состояния - эту текучую "материю" всякой
человеческой жизни. Поэзия Ф. музыкальна, мелодична. Поэт предпочитает
подчас иметь дело не со смыслом, а со звуком - особо податливым материалом
для выражения сиюминутного настроения.
Ф. известен как переводчик
Горация, Овидия, И. В. Гёте и др. древних и новых поэтов. Впервые перевёл
на рус. яз. трактат А. Шопенгауэра "Мир как воля и представление" (1881).
Автор мемуаров "Мои воспоминания" (ч.1-2, 1890), "Ранние годы моей жизни"
(опубл. 1893). Мн. стихи Ф. положены на музыку.
Соч.: Полн. собр. стихотворений.
[Вступ. ст. Б. Я. Бухштаба], 2 изд., Л., 1959; Вечерние огни. [Послесл.
Д. Благого], М., 1971 (имеется библ. муз. произв. на стихи, вошедшие в
это издание).
Лит.: Эйхенбаум Б.
М., Фет, в его кн.: О поэзии, Л., 1969; Озеров Л., А. А. Фет. О мастерстве
поэта, М., 1970; Бухштаб Б. Я., А. А. Фет. Очерк жизни и творчества, Л.,
1974; Благой Д., Мир как красота. О "Вечерних огнях" А. Фета, М., 1975;
История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М. - Л.,
1962. В. И. Масловский.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я