ФЕТИШИЗМ

ФЕТИШИЗМ 1) религ.
поклонение материальным предметам - фетишам, к-рым приписываются сверхъестественные
свойства. С почитанием фетишей (столбов, камней и др.) у народов Зап. Африки
впервые познакомились португ. моряки в 15 в.; термин "фетиш" введён голл.
путешественником В. Босманом в нач. 18 в. Франц. учёный Ш. де Брос в соч.
"О культе богов фетишей" (1760, рус. пер. "О фетишизме", 1973) исследовал
Ф. в религиях др. египтян, греков, римлян. Франц. просветители рассматривали
Ф. как архаич. форму религии, непосредственно связанную с невежеством (см.
П. Гольбах, Система природы, М., 1940, с. 220-21). Для Г. Гегеля Ф.- форма
первоначальной, непосредств. религии - колдовства, когда человек осуществляет
косвенную власть над природой с помощью волшебного средства - фетиша, достигая
того, что ему нужно (см. "Философия религии", т. 1, М., 1975, с. 448).
Ф. свидетельствует, по Гегелю, о переходе от непосредственно-вожделеющего
к опосредованно-трудовому отношению к миру, от почитания непосредств. предметов
природы к наделению их духовным смыслом.


Характеристика Ф. в этнографии
многозначна: Дж. Леббок основывал Ф. на первобытном веровании в возможность
принудить божество исполнить желание человека; Э. Б. Тайлор, Г. Спенсер
и др. считали Ф. формой анимизма (фетиши - вместилища духа). Место
Ф. в верованиях разных народов различно: у австралийцев фетиши - чуринги
-
символы и заменители тотемов; у сев.-амер. индейцев - воплощение
родовых покровителей; у народов Зап. Африки - личные покровители. Формы
фетишей разнообразны: камни, куски дерева, части тела животного, изображения
(идолы). Выбор фетиша мог быть случайным или определялся жрецом, колдуном.
Известны случаи фамильярного отношения к фетишу: его кормили, ласкали за
оказанную услугу, за нерадение били, даже выбрасывали и заменяли. В "мировых"
религиях Ф. сохраняется в почитании мощей и икон (христианство), священных
"ступ" (буддизм), святых мест и "чёрного камня" у мусульман.


Характерный для товарно-капиталистич.
общества процесс наделения продуктов труда сверхъестеств. свойствами (самовозрастания
стоимости и пр.), обусловленный овеществлением социальных отношений и персонификацией
вещей. Структура фетишистского сознания и механизм процесса фетишизации
были раскрыты К. Марксом при исследовании товарного фетишизма.


Ф.- это отождествление общественных
и культурных функций предмета с естеств. свойствами или вещи, или продукта
человеческой деятельности, или природными особенностями индивида. Различные
формы Ф. определяются именно тем, происходит ли отождествление социокультурных
характеристик с натурали-стич. бытием вещей, физически-телесным субстратом
продукта человеческой деятельности или естеств. особенностями индивидов.


К. Маркс вначале анализировал
Ф. как одну из ранних форм религии, "религии чувственных вожделений" (см.
К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 98, 410), для к-рой характерна
за-кабалённость предметами, превращение представлений человека в свойства
самой вещи. В последующем, по мере развития его социально-экономич. теории,
К. Маркс рассматривает Ф. как структурный элемент обществ. сознания анта-гонистич.
формации.


Для К. Маркса Ф.- это не
только общий и постоянный элемент религии, но и целого ряда форм сознания,
далёких от религии в собственном смысле слова. В религиозном мире"... продукты
человеческого мозга представляются самостоятельными существами, одаренными
собственной жизнью, стоящими в определенных отношениях с людьми и друг
с другом. То же самое происходит в мире товаров с продуктами человеческих
рук. Это я называю фетишизмом ..." (там же, т. 23, с. 82). Наделение
предметов магич. свойствами, их сакрализация, освящение присущи не только
религ. сознанию, но и различным формам "светского" сознания (алхимия, бурж.
политэкономия, особенно в её вульгарной форме, и др.). В теории фетишизма
К. Марксом была не только вскрыта структура и формы фетишистского сознания,
но и показана социально-экономич. обусловленность Ф. бурж. производств.
отношениями. К. Маркс связывает Ф. со сращением культурно-социальных функций
вещи с её материальным субстратом. При этом объект Ф. становится неким
магич. средством, призванным обеспечить достижение желаемого результата,
т. е. продукт деятельности становится "чувственно-сверхчувственной вещью".


В совр. марксистской лит-ре
подчёркивается методологич. значение теории Ф. для изучения Ф. как этапа
в развитии религии (Г. П. Францов, Б. И. Шаревская, А. Ф. Анисимов), существующего
не только в автохтонных культах (напр., Африки), но и в качестве пережитка
в христианстве, для выявления Ф. как наиболее общего и постоянного элемента
религии вообще (С. А. Токарев). Не только марксистские историки религии
и этнографы, но и социологи обращаются к теории Ф., развитой К. Марксом,
при анализе деформирующего влияния Ф. на принципы науч. знания (смешение
сущности и видимости, утилитаристское понимание идеала научности и т. п.),
критики различных форм "массовой культуры" и потребительского сознания,
осмысления тенденций социально-психологич. процессов в бурж. обществе.

А. П. Огурцов.


3) Ф. в медицине, половое
извращение,
при к-ром сексуальное влечение направлено на разл. предметы
(напр., обувь, чулки, бельё), принадлежащие любимому человеку.


Лит.: Маркс К. и Энгельс
Ф., Об атеизме, религии и церкви. [Сборник], М., 1971. с. 458 - 70; Маркс
К., Теории прибавочной стоимости (IV том "Капитала"), Маркс К. и Энгельс
Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1 - 2; Маркс К., Критика политической экономии,
там же, т. 46, ч. 1 - 2; Xарузина В. Н., Заметки по поводу употребления
слова: фетишизм, "Этнографическое обозрение", 1908, № 1 - 2; Рубин И. И.,
Очерки по теории стоимости Маркса, М. - Л., 1929; Марк А., Критика фетишизму
в творчостi Маркса, Харь-кiв, 1931; Францов Г. П., У истоков религии и
свободомыслия, М. - Л., 1959; Токарев С. А., Ранние формы религии и их
развитие, М., 1964; А1thussеr L., Rаnciere J.,


Macherey P., Lire le capital,
t. 1, P., 1965.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я