ФИБИХ
(Fibich) Зденек
(21.12.1850, Вшеборжице,-15.10.1900, Прага), чешский композитор, пианист,
хормейстер. Учился у И. Мошелеса (фп.), С. Ядас-сона (композиция) в Лейпцигской
консерватории (1865-67). Совершенствовался в Париже и Мангейме. С 1871
до конца жизни работал в Праге (лишь в 1873-74 преподавал пение в школе
в Вильнюсе). Был 2-м дирижёром и хормейстером ч Временного театра" (1875,
1877), возглавлял рус. хор в православной церкви (1878-81). Преподавал
гл. обр. фп. игру (среди учеников - К. Ко-варжовиц, О. Острчил, 3. Неедлы).
Крупнейший (после Б. Сметаны и А. Дворжака) представитель нац. школы, Ф.
был носителем романтич. традиций в чеш. музыке. Стиль Ф. сформировался
под влиянием нем. муз. романтизма (гл. обр. соч. Р. Шумана), а также чеш.
романтич. поэзии (многие вок. соч. Ф. написаны на стихи Я. Врхлицкого).
Произв. Ф. отличаются драматизмом, поэтичностью, лирич. взволнованностью,
патриотич. устремлениями (нек-рые осн. на чеш. нар. эпосе); в них используется
нац. муз. фольклор. Среди соч.- оперы "Бланик" (1877), "Мессинская невеста"
(по Шиллеру, 1883), чБуря" (по Шекспиру, 1894), "Геды" (по Байрону, 1896),
"Шарка" (1897), трилогия мелодрам "Ипподамия" (слова Врхлиц-кого, 1889-91),
близкая к муз. драмам Р. Вагнера; 3 симфонии, симф. поэмы, камерно-инструм.
ансамбли, песни, циклы фп. пьес.
Лит.: Бэлза И.,Очерки
развития чешской музыкальной классики, М.- Л., 1951, с. 310-16, 422-36.
3.
К. Тулинская.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я