ФИЗИОГНОМИКА

ФИЗИОГНОМИКА (греч.
physiogno-mike или physiognomonike - наука о распознании природных задатков
по физическим свойствам, от physis - природа, природные задатки и gnomonikos
- сведущий, проницательный), в науке древности и нек-рых позднейших эпох
учение о необходимой связи между внешним обликом человека (и любого животного)
и его характером. Ф. уходит корнями в традицию житейского опыта,
с незапамятных времён откладывавшуюся в фольклоре, в преданиях разного
рода знахарей, гадателей и т. п. Физиогномич. наблюдения фиксировались
в культурах Древнего Востока, получили в ан-тич. эпоху систематизированный
вид, аналогичный структуре др. науч. дисциплин того времени. Предметом
классифицирующего описания становились пропорции лица и тела, характерные
мины, жесты и позы, телесная конструкция и осанка. С Ф. были связаны антич.
теории о зависимости телесного и психич. склада индивида и народа от климатич.
условий (Гиппократ), а также учение о темпераментах; к ней близки
разработанная учениками Аристотеля типология "нравств. характеров" (Теофраст),
а также практика типизации в антич. лит-ре (система масок-амплуа в новой
аттической комедии,
техника "словесного портрета" в антич. риторике,
историографии и биографии, и т. п.). Предпосылкой Ф. было характерное для
античности представление, согласно к-рому каждый человек жёстко детерминирован
в самопроявлениях своим прирождённым "нравом"; по изречению Гераклита,
нрав человека есть его "демон", т. е. его судьба (ср. аналогичные высказывания
Эпихар-ма, Демокрита, Платона). Принадлежность человека к нек-рому нравств.
типу мыслилась данной столь же наглядно и выразительно и вместе с тем столь
же овеществлённо и биологично, как и его физические приметы. Антич. традиция
Ф. оказала влияние на культуру Византии и зап.-европ. средневековья, в
особенности же на араб. науки и евр. мистику (каббала). К ней возвращались
нек-рые зап.-европ. учёные 16-18 вв., напр. Дж. делла Порта ("De humana
Physiognomonia", 1586). Однако утверждение новых критериев научности в
17-18 вв. отбросило Ф. в область житейской эмпирии и художеств. интуиции.
Попытка И. К. Лафатера ("Физиогномические фрагменты", 1775-78) вернуть
Ф. статус науки оказалась несостоятельной; не получили признания и аналогичные
тенденции нек-рых эпигонов нем. романтизма (Р. Каснер; сюда
же относятся графология и "характерология" Л. Клагеса).


Лит.: Scriptores physiognomonici
graeci et latini, rec. R. Foerster, v. 1 - 2, Lpz., 1893; Evans Е. С.,
Physiognomies in the ancient world, Phil., 1969. С. С. Аверинцев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я