ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
система
овладения в учебных заведениях знаниями по физике, способами применения
их к решению инженерно-технич. и исследоват. задач. Подразделяется на общее
Ф. о., обеспечивающее овладение знаниями основ физ. науки, и специальное
Ф. о., вооружающее знаниями физики, необходимыми специалистам высшей квалификации
для производств. деятельности, научно-исследоват. и преподават. работы
как в области физики, так и в связанных с ней отраслях науки и техники.
Общее Ф. о. даётся в ср. общеобразоват. школе, ср. спец. учебных заведениях,
ср. проф.-технич. учебных заведениях. Оно служит задачам формирования у
учащихся материалистич. понимания мира, практич. применения знаний физики
в жизни, развития творческих способностей, подготовки молодёжи к труду
и продолжению образования в высшей школе. Спец. Ф. о. приобретается в различных
высших уч. заведениях - ун-тах, ин-тах и др. Его задачи и объём содержания
зависят от профиля подготовки в них специалистов (физика, химия, математика,
авиация, геология, геодезия, геофизика, радиофизика, машиностроение, строит.
техника, энергетика, электротехника, электроника и т. д.). Содержание Ф.
о. изменяется в зависимости от развития физики и требований произ-ва.
Общее физическое образование.
В дореволюц. России общее Ф. о. стало развиваться с нач. 2-й четв.
18 в., когда в Академической
гимназии начал изучаться курс экспериментальной физики. В 1746 М. В.
Ломоносов опубликовал краткое изложение "Экспериментальной физики" X. Вольфа
под назв. "Вольфианская экспериментальная физика". Эта книга стала первым
руководством (учебником) по физике. Другое распространённое в это время
руководство по физике составлено акад. Г.В. Крафтом, преподававшим в той
же гимназии. После открытия Московского университета общее Ф. о.
как часть курса философии вводится в созданных при ун-те ср. уч. заведениях
- Московской (1755) и Казанской (1758) гимназиях, Благородном университетском
пансионе (1779). В кон. 18 в. преподавание основ механики и физики включается
в уч. планы главных нар. уч-щ, с нач. 19 в. уездных уч-щ и вновь открывавшихся
гимназий, со 2-й пол.
19 в. двухклассных начальных
уч-щ и гор. училищ. Новые учебники для общеобразовательных уч. заведений
были написаны М. Е. Головиным, последователем М. В. Ломоносова, И. А. Дви-губским,
Э.
X. Ленцем, К. Д. Краеви-чем и др.
Если в 18 в. содержание общего
Ф. о. гл. обр. составляли описания отдельных физ. явлений и опытов, изучение
действия физ. приборов и устройств, тос 19в. в курсах физики ср. уч. заведений
всё большее внимание стало уделяться освещению осн. законов физики, общих
физ. принципов и теорий. Со 2-й пол. 19 в. преподавание физики заняло большее
место (по сравнению с гимназией) в реальном училище и коммерческом
училище, а с кон. этого века в различных ср. технич. училищах (ме-ханич.,
химич., горнозаводских, строит., железнодорожных, мореходных и др.), что
диктовалось требованиями развивавшегося капиталистич. произ-ва. С нач.
20 в. улучшилось преподавание
физики и в гимназиях. С 1912 её основы стали изучаться также в открывавшихся
высших начальных уч-щах. Пересмотр содержания и методов преподавания физики
в ср. уч. заведениях с нач. 20 в. был связан с общественно-пед. деятельностью
учёных-физиков Н. А. Улове, О. Д. Хволь-сона, Ф. Н. Шведова и
др., возглавивших движение прогрессивных науч. и пед. сил за реформу Ф.
о. Вопросы его постановки обсуждались различными комиссиями, совещаниями
и съездами учёных и учителей. Мин-ву нар. образования пришлось частично
пойти на удовлетворение требований жизни и науч.-пед. общественности. В
ср. уч. заведениях улучшаются система и структура курса физики, вводятся
лабораторно-практич. работы, создаются новые учебники и методич. руководства.
Лучшие из них -"Начальная физика" (ч. 1 - 1910, ч. 2 - 1915) А. В. Цингера
и "Физика для средних учебных заведений" (в. 1-3, 1915-18) А. И. Бачинского
- использовались сов. школой в нач. 1920-х гг.
После Окт. социалистич. революции
1917 общее Ф. о. способствует формированию научного, диалектико-материалис-тич.
мировоззрения, оно стало одним из средств политехнического образования
и
связи обучения с жизнью, потребностями социалистич. произ-ва. В 1930-е
гг. уч. программы по физике были составлены с учётом важнейших физич. открытий.
В содержание общего Ф. о. вошли новые разделы и темы, раскрывавшие природу
и механизмы физич. явлений: молекулярные явления в газах, жидкостях и твёрдых
телах, электропроводность жидкостей и газов, электромагнитная природа света,
строение атома и др.
Научно-технич. революция
потребовала изменения содержания и структуры общего Ф.о. Оно осуществлено
в 1960-е гг. и направлено на соответствие содержания курса физики новому
уровню развития науки, усилению политехнич. направленности общего Ф. о.,
развитию технич. мышления учащихся. Курс физики в сов. ср. школе ведётся
в 6-10(11)-х классах и вооружает учащихся основами знаний о механич., тепловых,
электромагнитных явлениях, геометрич. и волновой оптике. Он знакомит их
также с осн. положениями и важнейшими следствиями теории относительности
и квантовой механики, основами молекулярно-кинетич. теории, теорией строения
атома, даёт представление о структуре ядра и элементарных частицах. В содержание
курса входит знание принципов действия электро- и радиоустройств, понятия
о физ. принципах, лежащих в основе действия важнейших технич. механизмов,
умение применять знания к наиболее типичным объектам техники в перспективных
её областях (энергетика, транспорт и связь, измерит. техника, машиностроение,
строит. техника и т. д.). В ср. уч. заведениях по курсу физики осуществляется
система обязат. лабораторно-практич. работ, уч. экспериментов, природоведческих
и производственных экскурсий, используется технич. моделирование. В создание
сов. школьных учебников и развитие методич. идей по физике большой вклад
внесли Г.И. Фалеев, А. В. Пёрышкин, И. И. Соколов, Е. Н. Горячкин, П. А.
Знаменский, Г. С. Ландсберг, Л. Д. Ландау, Я. Б. Зельдович, И. К. Кикоин
и др.
Учащиеся, проявляющие повышенный
интерес к изучению физики, посещают факультативные занятия, физич. кружки
в школе и детские внешкольные учреждения, вечерние физико-математич. школы
при нек-рых ун-тах и технич. вузах. В СССР существуют также ср. школы и
отд. классы с углублённым изучением физики и радиоэлектроники. В ряде технич.
ср. спец. уч. заведений даётся, в зависимости от профиля подготовки специалистов,
больший (по сравнению со ср. общеобразоват. школой) объём знаний по отд.
разделам и темам курса физики.
В зарубежных социалистич.
странах общее Ф. о. развивается на единых с СССР научно-методологич. и
организационно-пед. основах. В капиталистич. странах в различных ср. уч.
заведениях Ф. о. даётся в разных объёмах, внутри одного и того же заведения
сильно варьируется в зависимости от принятой в нём фуркации и деления
учащихся в школах мн. стран на сильную, среднюю и слабую параллели. Так,
в грамматических школах Великобритании курс физики изучается обстоятельно
в классах естеств.-матем. направления, в значительно меньшем объёме в гуманитарных,
а в т. н. средней современной школе (самой массовой) нек-рые сведения из
физики лишь включены в курс общего естествознания. В США преподавание физики
в ср. школе поставлено полней в классах академич. профиля, ориентированного
на подготовку учащихся для ун-тов, а на др. профилях (общем и особенно
на практических) даётся весьма ограниченно. В лицеях Франции основы
физики наиболее основательно представлены лишь на естеств.-матем. (в последних
двух классах - физико-матем.) секциях. В ФРГ, в отличие от старших классов
народной школы, где начальные сведения по физике даются в общем курсе естествознания,
физика как самостоят. предмет изучается в естеств.-матем. гимназиях. В
Японии её преподавание в большем объёме ведётся на естеств.-матем. цикле
академич. потока общеобразоват. отделения в старших ср. школах.
Специальное физическое образование.
Упрочение системы спец. Ф. о. связано с возникновением и развитием ун-тов,
где оно вначале являлось частью филос. образования. В ряде зап.-европ.
ун-тов с 18 в. стали создаваться при филос. ф-тах физико-матем. отделения,
на базе к-рых с 19 в. основывались самостоят. физ. ф-ты. В России начало
спец. Ф. о. положено в Академическом университете введением в нач.
2-й четв. 18 в. курса экспериментальной физики. Положит. влияние на постановку
в ун-те Ф. о. оказали Л. Эйлер, Г. В. Рихман, Г. В. Крафт
и особенно (с 1742) М. В. Ломоносов, читавший лекции по экспериментальной
физике, физич. химии и с 1758 руководивший-ун-том и его гимназией. Студенты
пользовались физ. кабинетом, астрономич. обсерваторией, лабораториями и
мастерскими Петерб. АН. В открытом по инициативе Ломоносова Моск. ун-те
читался 3-годичный курс физики на филос. ф-те. Учительская семинария этого
ун-та (или бакалаврский ф-т, 1779-82; с 1782 Филологическая) готовила преподавателей
механики и физики для самого ун-та и для его гимназий в Москве и Казани,
а также для пансионов и др. закрытых уч. заведений. Петерб. главное нар.
уч-ще (1783-86) и созданная при этом училище петерб. Учительская семинария
вели подготовку преподавателей механики и физики для главных нар. уч-щ.
В 30-е гг. 19 в. на филос.
ф-тах ун-тов России создаются отделения физ. и матем. наук. Содержание
спец. Ф. о. в ун-тах включало теоретич. и экспериментальную физику, чистую
и прикладную математику, астрономию, химию, минералогию и др. Подготовка
преподавателей физики в 1-й пол. 19 в. велась в открывавшихся с 1804 3-годичных
пед. ин-тах при ун-тах (Московском, Казанском, Харьковском и др.); Петерб.
пед. ин-те (1804-16); на физико-матем. отделении Главного педагогического
института в Петербурге; на пед. курсах при уч. округах (до 1863), на
к-рые принимались лица, окончившие ун-ты. Со 2-й пол. 19 в. в Московском,
Петербургском, Казанском, Харьковском, Киевском, Дерптском (ныне Тартуский),
Новороссийском (ныне Одесский), Виленском (ныне Вильнюсский), Томском ун-тах
открыты самостоят. физико-матем. ф-ты. Содержание спец. Ф. о. расширилось,
приобрело ясно выраженную проф. направленность на подготовку исследователей
в области физики и смежных с ней наук, инженеров, преподавателей физики
высших и ср. уч. заведений. На физико-матем. ф-тах ун-тов углубляется Ф.
о. по механике и др. отраслям физики, а также геодезии, астрономии, химии,
геологии, минералогии и т. д. К 1917 физико-матем. ф-ты имели все 11 ун-тов
страны. Наиболее крупными центрами Ф. о. были ун-ты Московский, Петербургский
(в 1914-24 Петроградский, ныне Ленинградский), Киевский, Казанский. Ф.
о. со 2-й пол. 19 в. всё больше становилось частью подготовки инженерных
кадров в высших технич. уч. заведениях - ин-тах поли-технич. (Петербург,
Киев и др.), технич. (Петербург, Харьков, Томск), инженеров путей сообщения
(Петербург, Москва), гражданских инженеров (Петербург), электротехнич.
(Петербург), горных (Петербург и др.), в Моск. технич. уч-ще (ныне Московское
высшее техническое училище имени Н. Э. Баумана) и т. д. Выдающиеся
учёные-физики Н. А. Умов, А. С. Попов, А. Г. Столетов, П.
Н. Лебедев и др. явились основоположниками новых отраслей и направлений
физики, способствовали развитию Ф. о. Учителями и преподавателями физики
в ср. и высш. уч. заведениях со 2-й пол. 19 в., как правило, назначались
окончившие физ.-матем. ф-ты ун-тов. Учителя физики для двухклассных нач.,
городских и высших нач. уч-щ готовились в учительских ин-тах, на физико-матем.
отделениях высших женских курсов, на физико-матем. отделении Женского педагогического
института в Петербурге (с 1903). Окончившие различные высш. уч. заведения
получали знания по педагогике, психологии и методикам преподавания (в т.
ч. физики) в Педагогической академии в Петербурге и Педагогическом
институте имени П. Г. Шелапутина в Москве. Моск. гор. народный ун-т
им. А. Л. Шанявского (см. Шанявского университет) с приходом туда
в 1911 П. Н. Лебедева становится одним из центров Ф. о. В 1892-1915 вышли
в свет 4 тома "Курса физики" О. Д. Хвольсона (тт. 5-6 в 1920-26). Этот
"Курс" стал осн. пособием для студентов высшей школы и использовался также
в 1920-е- 1930-е гг.
После Окт. социалистич. революции
1917 развитие социалистич. произ-ва потребовало расширения сферы практич.
приложения физич. науки, повышения роли спец. Ф. о. и поднятия уровня подготовки
как исследователей и преподавателей, так и инженеров-физиков. С нач. 1930-х
гг. спец. Ф. о. усиливается во всех высш. технич. уч. заведениях, в большинстве
сов. ун-тов создаются самостоят. физ. ф-ты, открываются новые кафедры по
отд. отраслям физики, организация уч. процесса подчиняется новым задачам
развития науки и производства. В содержание спец. Ф. о. включаются обширные
курсы как экспериментальной физики по разделам механики, теплоты и молекулярной
физики, электричества и оптики, так и теоретич. физики по разделам теоретич.
механики, термодинамики, статистич. физики, электродинамики, квантовой
механики и основам теории атома. В состав Ф. о. вошла матем. подготовка
на уровне матем. ф-тов, обеспечивающая специалистам по физике свободное
владение аппаратом и методами матем. анализа, высшей алгебры, ана-литич.
и дифференциальной геометрии, теории дифференциальных уравнений, матем.
физики. Система общих и спец. курсов по физике, практикумов, семинаров,
дипломные работы (как правило, самостоятельного теоретич. и экспериментального
характера) поднимали уровень подготовки специалистов. Глубокое изучение
философско-методологич. дисциплин, введённых в высш. уч. заведениях , создало
фундамент для материали-стич. подхода в понимании физ. картины мира, истолковании
новых достижений науки. Ф. о. дифференцируется, общая физ. и матем. подготовка
дополняется более специальной. Дифференциация спец. Ф. о. шла как по методам
физич. исследования (теоретич. и экспериментальная физика), так и по отраслям
физики (физика твёрдого тела, молекулярная, оптика, магнетизм, радиофизика,
атомная физика и т. д.).
Развивающаяся научно-технич.
революция потребовала включения в содержание спец. Ф. о. знаний новых разделов
физики и математики (теории ядра и элементарных частиц, нелинейной оптики,
магнитогидродинамики, счётно-вычислит. техники и т. д.), усиления дифференциации
и создания новых его видов, относящихся к пограничным с физикой областям
науки (хим. физика, биофизика, геофизика, физика океана, атмосферы, астрофизика
и т. д.). В 1976 самостоят. физ. ф-ты имелись в 46 ун-тах из 65, в 16 работали
физико-математич. ф-ты. В ун-тах Горьковском, Ереванском, Киевском, Харьковском,
кроме физ. ф-тов, работают радиофизич., в Днепропетровском - физико-технический,
Томском - оба таких ф-та, Мордовском - ф-ты электроники и автоматики, светотехники
и источников света. В Тартуском ун-те работает физико-химич. ф-т.
Ведущие центры спец. Ф. о.,
кроме ун-тов,- Московский инженерно-физический институт и Московский
физико-технический институт. Ф. о. стало основой подготовки специалистов
во всех технич. вузах - политехнич., индустриальных, энергетич., электротехнич.,
радиотехнич., машиностроит., приборо-строит., кораблестроит., авиац., геоло-гич.,
горных, нефтяных, металлургич., химико-технологич., инженерно-строит.,
геодезич., транспорта и связи, гидрометеорологич. и др. (см. Высшее
образование, Техническое образование), во мн. высших военно-учебных
заведениях. Подготовка специалистов по физике продолжается в аспирантуре.
Разработка структуры спец.
Ф. о., создание новых курсов физики связано с научной и пед. деятельностью
крупнейших сов. учёных - Л. А. Арцимовича, Н. Н. Боголюбова, Д. И. Блохинцева,
Б. А. Введенского, С. И. Вавилова, А. Ф. Иоффе, Л. Д. Ландау, М. А. Леонтовича,
Л. И. Мандельштама, Д. В. Скобельцына, И. Е. Тамма,
И. М. Франка, С. Э. Фриша
и др. Новые достижения физики освещаются в спец. физических журналах,
помогающих
в совершенствовании науч. уровня её курсов в высш. школе.
Подготовка учителей и преподавателей
физики для ср. общеобразоват. школы и ср. спец. уч. заведений ведётся на
физико-математич. ф-тах пед. ин-тов (в 1976 их было 188), где студенты,
кроме обще-науч. и спец. физико-математич. дисциплин, изучают педагогику,
психологию и методику преподавания физики и математики. Для учителей физики
издаётся журн. "Физика в школе". Физ. и физико-математич. ф-ты университетов
и педа-гогич. ин-тов регулярно оказывают помощь учителям и преподавателям
физики ср. уч. заведений в совершенствовании содержания и методики обучения
этого уч. предмета, организуя для них курсы повышения квалификации и участвуя
в работе ин-тов усовершенствования учителей.
Сов. учёные активно участвуют
в Комиссии по Ф. о. при ЮНЕСКО. В Университете дружбы, народов им.
Патриса Лумумбы на ф-те физико-математич. и естеств. наук ведётся подготовка
специалистов по физике для развивающихся стран Азии, Африки и Лат. Америки.
Ф. о. здесь широко представлено также на инженерном ф-те.
Крупными центрами спец. Ф.
о. в социалистич. странах являются ун-ты: Софийский (НРБ); Будапештский
(ВНР); Берлинский, Ростокский (ГДР); Варшавский, Вроцлавский, Лодзинский,
Люблинский, Познанский (ПНР); Бухарестский, Клуж-ский (СРР); Пражский (ЧССР);
Загреб-ский, Люблянский (СФРЮ); технич. ун-ты в Будапеште (ВНР), Дрездене
(ГДР), Гданьске, Кракове (ПНР), Бухаресте, Клуже (СРР), Брно, Праге, Кошице
(ЧССР) и др. Спец. Ф. о. в капита-листич. странах удовлетворяет запросы
пром. концернов в подготовке науч. и командных кадров. Крупными его центрами
в этих странах являются ун-ты: Гарвардский, Калифорнийский, Колумбийский,
Корнеллский (США); Кембриджский, Оксфордский, Стратклайд-ский (Великобритания);
Болонский, Неаполитанский, Римский (Италия); Парижский, Лионский 1-й (Франция);
Мюнхенский, Штутгартский (ФРГ); Токийский, Киотский, Нагой, Осаки (Япония);
высш. технич. уч. заведения - Массачусетсский технологич. ин-т (США), политехнич.
ин-ты в Турине, Милане (Италия); высш. технич. школы в Ахене, Дармштад-те,
Карлсруэ; технич. ун-ты в Ганновере, Мюнхене (ФРГ) и др.
Лит.: Кононков А.
В. Г. Зубов.
Ф., История физики в Московском университете с его основания до 60-х гг.
XIX столетия. 1755-1859, М., 1955; Кудрявцев П. С., История физики, t.
1 - 3, М., 1956 - 71; Резников Л. И., Методика преподавания физики в средней
школе, т. 1 - 4, М., 1958 - 63; Ременников Б. М., Ушаков Г. И., Университетское
образование в СССР, М., 1960; Зиновьев С. И., Ременнцков Б. М., Высшие
учебные заведения в СССР, [М.], 1962; Спасский Б. И., История физики,т.
1 - 2, М., 1963-64; Шпольский Э. В., Очерки по истории развития советской
физики. 1917 - 1967, М., 1969; Развитие физики в России, [под ред. А. С.
Предводителева и Б. И. Спасского], т. 1 - 2, М., 1970; Иванов Н. П., Научно-техническая
революция и вопросы подготовки кадров в развитых странах капитализма, М.,
1971; Турченко В. Н., Научно-техническая революция и революция в образовании,
М., 1973; Прогнозирование физического образования в средней школе. [Сб.
науч. трудов], в. 1-2, М., 1973- 1974; Малькова 3. А., Вульфсон Б.Л., Современная
школа и педагогика в капиталистических странах, М.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я