ФИКСИРОВАННЫЕ (РЕНТНЫЕ) ПЛАТЕЖИ
при социализме - форма изъятия в гос. бюджет части прибыли
гос. предприятий, не зависящей от деятельности коллектива; один из первоочередных
платежей
из прибыли, посредством к-рого изымается в бюджет чистый доход, образующийся
в силу особо благоприятных природных, транспортных или технико-экономич.
условий произ-ва. В добывающей пром-сти важный фактор, влияющий на уровень
издержек произ-ва и рентабельности,- естественные природные условия: местонахождение
полезных ископаемых, глубина их залегания, мощность пласта, процент содержания
металла в руде и т. п. Поэтому при единых оптовых ценах, по к-рым
реализуется добытое сырьё, геологич. факторы являются основой получения
доходов, имеющих рентное происхождение. Для предприятий добывающих отраслей
(добыча нефти, газа, железной и хромитовой руды, асбеста и др.) устанавливаются
рентные платежи, к-рые носят характер дифференциального чистого дохода
(см. Дифференциальная рента). В обрабатывающей и перерабатывающей
пром-сти уровень издержек и рентабельность произ-ва во многом зависят от
технико-экономич. условий: различий в технологии и масштабах произ-ва,
степени технич. оснащения, видах сырья и стоимости производств. фондов.
В этих отраслях пром-сти для предприятий, у к-рых рентабельность выше,
чем в среднем по отрасли, по независящим от них причинам, устанавливаются
Ф. (р.) п., имеющие стабильный характер. Во всех отраслях произ-ва уровень
рентабельности зависит также от расстояния, на к-рое перевозятся сырьё
и готовая продукция.
В СССР Ф. (р.) п. были введены
Ф. (р.) п. выполняют 3 взаимосвязанные
Предприятия добывающих отраслей
Ф. (р.) п. применяются также
В большинстве капиталистич.
в ходе экономич. реформы на основании пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР от
4 окт. 1965 "О совершенствовании планирования и усилении экономического
стимулирования промышленного производства". В 1975 они составили ок. 5%
балансовой прибыли пром-сти и примерно 8% платежей из прибыли в бюджет.
Ок. 2/3
25%) и газовой (ок. 20%) пром-сти.
функции: распределительную, являющуюся одним из элементов распределения
прибыли между предприятиями (отраслью) и гос. бюджетом; регулирующую, используемую
для относит. выравнивания уровня рентабельности предприятий отрасли (подотрасли,
группы), выпускающих однородную продукцию; стимулирующую, связанную с усилением
заинтересованности предприятий в более полном выявлении резервов х-ва.
пром-сти вносят Ф. (р.) п., как правило, в твёрдых суммах с единицы реализованной
продукции ( с 1 m нефти, руды или 1000 м3 газа и т. п.),
а предприятия обрабатывающих и перерабатывающих отраслей - в процентах
от стоимости реализованной продукции (в оптовых ценах) или в процентах
от балансовой прибыли. При определении размера Ф. (р.) п. предприятию обеспечивается
рентабельность не ниже среднеотраслевой. Размеры Ф. (р.) п. устанавливаются
Гос. комитетом цен и Мин-вом финансов СССР по согласованию с соответствующими
мин-вами, как правило, на ряд лет.
в некоторых др. социалистич. странах (в МНР - фиксированные платежи, в
ВНР - производств. налог, в ПНР - бюджетная разница).
стран непосредственно в доход бюджета обращается часть капиталистич. прибыли
в форме рентных платежей (напр., нефтяная рента и др.). П. А. Оськин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я