ФЛАНКИРОВАНИЕ ЗУБЧАТЫХ КОЛЁС
технологич. операция при изготовлении зубчатых колёс, заключающаяся
в удалении части профиля зуба и применяемая для уменьшения погрешностей
в равномерном расположении зубьев на колесе (ошибок осн. шага), к-рые вызывают
дополнит. динамич. нагрузку, повышают вибрации и шум зубчатой передачи.
Ошибки изготовления и деформация зубьев приводят к контакту зубьев вне
линии зацепления, сопровождающемуся ударом (см. Зубчатая передача). В результате
фланкирования контакт зубьев вне линии зацепления заменяется на теоретически
правильный контакт по линии зацепления. Профиль зуба с фланкированной головкой
показан на рисунке.
Вместо термина "Ф. з. к"
ГОСТ рекомендует термин "профильная модификация у вершины зуба или у его
основания". См. Эволъвентное зацепление.
Лит.: Справочник машиностроителя.
Расчет и конструирование. Справочник под ред. Н. С. Ачеркана, 3 изд., т.
4, кн. 1, М., 1962. Э. Б. Булгаков.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я