ФЛОБЕР
(Fiaubert)
Гюстав (12.12.1821, Руан,- 8.5.1880, Круассе, близ Руана), французский
писатель. Род. в семье врача. Окончив Руанский лицей, поступил на юридич.
ф-т Парижского ун-та, однако развившаяся в 1844 нервная болезнь вынудила
его прервать занятия. Ф. поселился в своём небольшом имении, где прожил
почти безвыездно до самой смерти. В Круассе созданы осн. художеств. произв.
Ф., там находится обширная переписка -бесценный источник сведений о филос.,
эстетич. и обществ.-политич.взглядах писателя. Первые лит. опыты Ф. (повести
"Мемуары безумца", 1838, "Ноябрь", 1842) не самостоятельны, написаны в
духе традиц. романтизма. Однако уже в них отчётливо выражена антибурж.
направленность, столь характерная для флоберовского творчества. Отход от
романтич. представлений обозначился в раннем варианте романа "Воспитание
чувств" (1843-45, не опубл.), однако окончат. разочарование в романтич.
идеалах юности совершилось под влиянием революц. событий во Франции 1848-51.
Чутко прислушиваясь к происходящему,
одобряя антибурж. пафос нар. подъёма, писатель в то же время скептически-презрительно
относился к любым политич. программам, заняв позицию принципиального неучастия
в обществ. жизни. Недоверчивое отношение к революции Ф. сохранил и в дальнейшем,
не поняв и не приняв Парижской Коммуны. Эстетич. взгляды Ф. нашли выражение
в созданной им концепции обособленности и элитарности лит-ры, к-рую он
в известной степени уподоблял науке. Однако талант художника, зорко и неустанно
наблюдавшего жизнь, титанич. лит. работа "до кровавого пота", по его собств.
признанию, в рамки его эстетич. системы никак не укладывались.
Вышедший в 1857 роман "Госпожа
Бовари. Провинциальные нравы" (рус. пер. 1858) - плод 6-летней работы -
принадлежит к шедеврам мировой литературы, это поистине энциклопедия франц.
провинции 19 в. Власти признали книгу "безнравственной" и отдали автора
под суд; приговор был оправдательный. Прогрессивная критика тепло встретила
роман (Ш. О. Сент-Бёв, Ш. Бодлер). Трагич. развязка романа - самоубийство
гл. героини Эммы Бовари - заставляла размышлять: кто более аморален - запутавшаяся
в супружеских изменах женщина или общество бурж. обывателей и краснобаев
типа аптекаря Омэ, изображённого в лучшей манере жёлчной флоберовской сатиры?
Гибель Эммы Бовари обусловлена её тоской по иной жизни, свободной от пустоты
и пошлости обывательского прозябания. В 1858 Ф. совершил путешествие в
Алжир и Тунис, собирая материалы для романа "Салам-бо" (1862, рус. пер.
1863), действие к-рого происходит в древнем Карфагене в эпоху 1-й Пунической
войны (3 в. до н. э.). Продолжение антибурж. темы проявилось здесь опосредованно,
как тоска по сильным характерам и цельным натурам.
Следующий роман Ф. "Воспитание
чувств" (1869, в рус. пер. "Сентиментальное воспитание", 1870) посв. совр.
Ф. событиям: Революции 1848, её поражению, установлению диктатуры Наполеона
III (1851). Герой романа Фредерик Моро - тоже неудачник и жертва обстоятельств,
как и Эмма Бовари, но при всех своих недостатках и слабостях он умеет отстоять
свою нравств. независимость перед лицом циничных буржуа. С симпатией изображён
революционер Дюссардье.
В 1874 Ф. опубл. филос. драматич.
поэму в прозе "Искушение святого Антония" (рус. пер. 1879). Это своеобразное
по жанру произв., написанное на основе житийной легенды и недвусмысленно
берущее под сомнение претензии христ. религии на единственно истинное постижение
смысла жизни. Творч. путь Ф. завершают "Три повести" (1877) и роман "Бувар
и Пекюше" (незаконч.; опубл. 1881).
Одна из повестей "Простое сердце" (рус. пер. 1892) - история женщины из
народа, служанки Фелиситэ. С большой любовью к героине прослеживает автор
её нелёгкую судьбу. Две другие-" Легенда о святом Юлиане Странноприимце"
(в рус. пер. "Католическая легенда о Юлиане Милостивом", 1877) и "Иродиада"(рус.
пер. 1877) - вновь переносят в далёкие времена античности и средневековья.
"Бувар и Пекюше", произв.
во многом сатирическое, связано с проблемой, никогда не перестававшей волновать
Ф.,- человек и его роль в науч. познании мира. Твёрдо веря в творч. возможности
человека, Ф. считает своим долгом беспощадно высмеивать всякую профанацию
подлинного знания. В книге она воплотилась в гл. героях с их дилетантскими
претензиями на всезнайство, свойственными обывателю-буржуа. В связи с работой
над этим романом Ф. составил небольшой по объёму сатирич. "Лексикон прописных
истин" (опубл. 1910) - своеобразный кодекс ненавистного писателю обывательского
"здравого смысла". Значение Ф. и его влияние на франц. и мировую лит-ру
велико. Продолжатель реалистич. традиций О. Бальзака, внимательный читатель
рус. лит-ры (И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой), он воспитал плеяду талантливых
писателей, нек-рых, напр. Г. Мопассана, непосредственно уча писательскому
ремеслу. Великий стилист, он стал образцом творч. добросовестности, преданности
своему призванию, горячей любви к слову, родному языку. Соч. Ф. были хорошо
известны в России, о них сочувственно писала рус. критика. Его произв.
переводил И. С. Тургенев, связанный с Ф. близкой дружбой; М. П. Мусоргский
создал оперу по мотивам "Саламбо". Творчество Ф. анализировали Г. В. Плеханов,
А. В. Луначарский, М. Горький. Сов. литературоведение изучает наследие
Ф. в конкретноисторич. контексте, отмечая выдающуюся роль этого писателя
в становлении реализма во франц. лит-ре.
Соч.: CEuvres completes illustrees,
[t. 1- 14], P., 1921-25; CEuvres completes, t. 1-2, P., 1964; Correspondance,
[P., 1973]; в рус. пер.- Собр. соч., под ред. А. В. Луначарского и М. Д.
Эйхенгольца, т. 1-8, М.-Л., 1933- 1938; Собр. соч., т. 1-4, М., 1971.
Лит.: Плеханов Г. В., Литература
и эстетика, т. 1 - 2, М., 1958 (см. Указатель имён, т. 2); Горький М.,
Собр. соч., т. 1-30, М., 1949-55 (см. Указатель имён и назв., т. 30); Луначарский
А. В., Флобер. Общая характеристика, Собр. соч., т. 5, М., 1965; Иващенко
А. Ф., Гюстав Флобер, М., 1955; Реизов Б. Г., Творчество Флобера, М., 1955;
Пузиков А. И., Идейные и художественные искания Флобера, в его кн.: Пять
портретов, М., 1972; Bert-rand L., Gustave Flaubert, P., 1912; Proust M.,
A propos du "style" de Flaubert, в его кн.: Chroniques, P., 1927; Digеоn
Cl., Flaubert, P., 1970; Сu11еr J., Flaubert: the uses of uncertainty,
Ithaca (N. Y.), [1974]; Dumesnil R., Demorest D.-L., Bibliographic de Gustave
Flaubert, P., 1937. С. Е. Высоцкий.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я