ФОНИАТРИЯ
(от греч.
phone - звук, голос и iatreia - лечение), раздел оториноларингологии
и
вокальной педагогики, изучающий физиологию и патологию голосового аппарата
человека, а также профилактику и лечение нарушений голоса.
ФИНИКА (от греч. phone
- звук), звуковая организация художеств. речи, а также отрасль поэтики,
её изучающая. Звуковой материал, к-рым располагает художеств. речь, задан
ей самим языком; он всегда ограничен (напр., в рус. яз. всего 41 фонема),
поэтому случайное повторение тех или иных звуковых явлений естественно
происходит во всякой речи. Речь художественная упорядочивает эти
повторения, используя их для эстетич. воздействия. Упорядоченность частично
канонизируется, превращаясь в твёрдые нормы (область стихосложения),
частично
остаётся более свободной (область Ф. в узком смысле слова- она же эвфония,
инструментовка). В разных литературах и в разные эпохи внимание к фонич.
организации текста было различно (в рус. поэзии - в 20 в. больше, чем в
19 в.), но всегда в поэзии проявлялось больше, чем в прозе (см. Поэзия
и проза).
Осн. элементом Ф. (эвфонии)
является, т. о., звуковой повтор. Среди звуковых повторов различаются:
а)по характеру звуков - аллитерации (повторы согласных) и ассонансы
(повторы
гласных); б) по количеству звуков - двойные, тройные и т. д. (А...А...
и А...А...А...), простые и сложные (А...А... и ABC...ABC...), полные и
неполные (ABC...ABC... и ABC...AC... ВС...); в) по расположению звуков
в повторе (АВС...ВСА...АС... и пр.) - терминология не установлена; г) по
расположению повторов в словах, в стихах и т. д.- анафора (А...- А...),
эпифора (...А -...А), стык (...А -А...), кольцо (А...-...А) и их
комбинации. Нек-рые из этих повторов могут быть канонизированы и стать
элементом стихосложения (аллитерация в анафоре стиха канонизирована в герм.
и тюрк. аллитерационном стихе, сложная аллитерация с ассонансом в эпифоре
стиха канонизирована в рифме).
Повторы превращаются в систему:
а) подбором присутствующих в тексте звуков (обычно) или отсутствующих (липо-грамматич.
стихи, как в др.-инд. поэтике или в стихотворениях Г.Р. Державина, без
звука "р"); б) расположением отобранных звуков по сходству (обычно) или
по контрасту (в строках А. С. Пушкина "Пора, перо покоя просит, я девять
песен написал" центр. слово "девять" контрастно выделяется на фоне аллитерации
на "п"); в) сходством располагаемых звуков вполне точным, (аллитерация
на "п", ассонанс на "у") или приблизительным (аллитерация на губные согласные,
ассонанс на закрытые гласные).
Осмысление получающихся таким
образом фонич. систем (связь "звук и смысл") происходит с различной степенью
конкретности: а) звукоподражание или ономатопея ("Знакомым шумом
шорох их вершин..." - Пушкин); 6) "звуковой символизм" (так, для пушкинских
строк "Брожу ли я вдоль улиц шумных..." небезразлично, что по данным психологии
звук "у" независимо от смысла слов обычно воспринимается как "тёмный",
"тяжёлый", "грустный" и др.); в) звуковые ассоциации (аллитерирующие звуки
напоминают о каком-то названном или неназванном "ключевом слове" - такова
теория анаграмм, разработанная Ф. де Соссюром). Но и независимо
от такого прямого осмысления сам факт наличия звуковых перекличек в стихе
обогащает текст внутритекстовыми связями и тем делает его потенциально
более выразительным художественно. См. также Звукопись.
Лит.: Артюшков А.,
Стиховедение. Качественная фоника русского стиха, М., 1927; Брюсов В.,
Звукопись Пушкина, Избр. соч., т. 2, М., 1955; Брик О., Звуковые повторы,
в сб.: Поэтика, П., 1919; Бернштейн
С., Опыт анализа "словесной
инструментовки", в. сб.: Поэтика, в. 5, Л., 1929; Шенгели Г., Техника стиха,
М., 1960; Гончаров Б. П., Звуковая организация стиха и проблемы рифмы,
М., 1973.
М. Л. Распаров.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я