ФОРМАЛИЗМ
(франц.
formalisme, от лат. formalis - относящий к форме), предпочтение, отдаваемое
форме перед содержанием в различных сферах человеческой деятельности (см.
Содержание
и форма). В области человеческих отношений Ф. проявляется в безукоснит.
следовании правилам этикета, обряда, ритуала, даже в тех случаях, когда
жизненная ситуация делает это бессмысленным, нелепым, комичным или драматичным;
интересам соблюдения формальных правил здесь приносятся в жертву интересы
содержания человеческого общения. В сфере социального управления Ф. проявляется
в бюрократизме, в преклонении перед буквой закона при полном пренебрежении
к его смыслу и духу (см. Бюрократия).
В истории иск-ва Ф. проявлялся
в отрыве художеств. формы от содержания, признании её единственно ценным
элементом иск-ва и, соответственно, в сведении художеств. освоения мира
к отвлечённому формотворчеству. Ф. возникал тогда, когда обществ. условия
порождали у какой-либо социальной группы психологич. установку на противопоставление
иск-ва жизни, практич. деятельности, реальным интересам людей. Форма-листич.
тенденции обнаруживаются, напр., в академизме 19 в., однако с наибольшей
последовательностью Ф. раскрылся в бурж. иск-ве 20 в., в таких его течениях,
как кубизм, кубофутуризм, дадаизм, леттризм, абстрактное
искусство, "поп-арт" и "оп-арт", "анти-театр" и "театр абсурда",
оказываясь одним из проявлений кризиса бурж. сознания (см. также Модернизм).
Именно
в это время предпринимаются многочисленные попытки теоретич. обоснования
Ф.[неокантианская эстетика, концепции К. Фидлера (Германия), Э. Ганслика
(Австрия), Р. Фрая, Г. Рида (Великобритания)], в к-рых иск-во трактуется
как "игра формы", как способ созидания "чистых" эстетич. ценностей, освобождённых
от связи с нравств., политич., жизненно практич. содержанием. Ф. сказался
и на методологии науки об иск-ве (см. "Формальный метод" в литературоведении).
Высоко оценивая значение
формы в иск-ве, марксистско-ленинская эстетика и лит.-художеств. критика
всегда вели борьбу со всевозможными проявлениями Ф.- с эстетизмом, с теорией
и практикой "чистого иск-ва", "искусства для искусства", показывая,
что пренебрежение содержанием, формалистич. установки не только подрывают
социальную активность иск-ва, его способность участвовать в обществ. борьбе,
в воспитании людей, но и разрушительно сказываются на самой его художеств.
ценности .
Лит.: В. И. Ленин
о литературе и искусстве, 3 изд., М., 1967; Плеханов Г. В., Искусство и
литература, М., 1948; Модернизм. Сб. ст., М., 1973; Каган М. С., Лекции
по марксистско-ленинской эстетике, 2 изд., Л., 1971; Медведев П. Н., Формализм
в западноевропейском искусствоведении, в его кн.: В лаборатории писателя,
Л., 1971; Ohff H., Anti-Kunst, Dusseldorf, 1973.
М. С. Каган.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я