ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ

ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ общее название явлений, нарушающих однозначную связь между экспозицией
Н,
к-рую испытал фотографический материал, и оптической плотностью
D почернения фотографического,
полученного после проявления этого материала.
Известно неск. десятков Ф. э. Теоретически и практически наиболее важны
следующие Ф. э.


1) Соляризация (см.
также ст. Сенситометрия и рис. 1 там же), наблюдаемая при больших
значениях Н, и т. н. 2-е обращение, т. е. переход к возрастанию
D с ростом Н при значениях Н ещё более высоких, чем нужно для соляризации.
Оба Ф. э. на практике встречаются лишь при очень больших передержках, но
иногда сознательно используются для получения нек-рых художеств. эффектов.


2) Невзаимозаместимость (см.
Невзаимозаместимости явление). Этот Ф. э. оказывает сильное влияние
на результаты съёмки очень слабо светящихся (напр., звёзд) или очень сильно
светящихся (напр., взрывов) объектов.


3) Эффект прерывистого освещения,
т. е. зависимость всех параметров характеристической кривой, в т.
ч. и значения D при данной величине Н, от того, сообщается
ли экспозиция путём непрерывного освещения или разбивается на п частных
экспозиций HННn (n >=2), разделённых
темновы-ми паузами (при соблюдении условия H+ ... const); эффект проявляется как зависимость
D не только от разбивки единой экспозиции на ряд частных, но и от способа
такой разбивки (числа дробных экспозиций, их длительностей, частоты следования
друг за другом). Этот Ф. э. сказывается на практике при съёмке периодич.
процессов (напр., искрового разряда), при ослаблении светового потока
вращающимся диском с прорезями и т. д.


4) Эффект двойных экспозиций
- получение при двойном экспонировании светом (при разных уровнях освещённости)
или излучениями разной природы такого значения D, к-рое больше суммы
DDпо отдельности. Если 1-е экспонирование само по себе не создаёт почернения
(Dэкспонированию, этот Ф. э. наз. гиперсенсибилизацией с помощью предварительного
экспонирования, а если почернения не создаёт само по себе 2-е экспонирование
(Dэ. наз. латенсификацией с помощью последующего экспонирования. Эти Ф. э.
используют при съёмке слабосветящихся объектов.


5) Температурные эффекты
- зависимость D при данном значении Н от темп-ры во время экспонирования,
а также различный характер этой зависимости при разных уровнях освещённости
Е - монотонное возрастание D с убыванием темп-ры при низких Е
и с ростом темп-ры при высоких Е и сложное немонотонное изменение
D с темп-рой в области умеренных Е, типичных в большинстве
случаев практической съёмки. Эти Ф. э. могут существенно влиять на результаты
съёмки, хотя не всегда принимаются во внимание.


6) Эффект Гершеля - частичное
или полное разрушение скрытого фотографического изображения последующим
экспонированием красным или ещё более длинноволновым излучением; является
важным способом исследования скрытого изображения и механизма его образования.


7) Регрессия скрытого изображения
- постепенное его разрушение, обычно непреднамеренное (тепловое, химическое
или то и другое одновременно под действием окружающей среды) за время между
экспонированием и проявлением; в результате регрессии проявление приводит
к пониженным значениям D, не соответствующим фактич. величине Н.
Этот Ф. э. влияет на результаты съёмки, если проявление откладывается надолго,
напр. в экспедициях (особенно в жарком и влажном климате).


8) Эффект Сабатье - полное
или частичное обращение изображения (уменьшение D с увеличением Н при всех
или только при малых значениях Н) путём равномерного экспонирования проявленного
неотфиксированного фотоматериала и последующего дополнит. проявления. Этот
Ф. э. (также используемый в целях художеств. выразительности) представляет
собой эффективное средство выделения на снимке т. н. эквиденсит - зон равного
значения D (см. Эквиденситометрия).


Лит. см. при ст. Фотография.

А. Л. Картужанский.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я