ФРАНК

ФРАНК Семён Людвигович
[ 16(28).!. 1877, Москва,-10.12.1950, около Лондона], русский религ. философ
и психолог. Учился в Московском и Берлинском ун-тах. С 1912 приват-доцент
Петерб. ун-та, проф. Саратовского (1917-21) и Московского (с 1921) ун-тов.
В 1922 был выслан из Сов. России; жил в Германии (до 1937), во Франции
(1937-45) и Великобритании (с 1945). От "легального марксизма" эволюционировал
в направлении религ. идеализма, соприкасающегося с экзистенциализмом
и
феноменологией. Участвовал в сб. "Проблемы идеализма" (1902) и "Вехи"
(1909). Осн. мотив философии Ф.- стремление примирить рациональную мысль
и религ. веру, причём образцы синтеза он ищет в традициях апофатической
(отрицательной) теологии и христ. платонизма, в частности под влиянием
учений Николая Казанского и Вл. Соловьёва (особенно концепции
"всеединства"). В "онто-логич. гносеологии" Ф., строящейся в духе интуитивизма,
рациональное
знание восполняется в религ. "знании-жизни" как некоей форме цельного существования
человека, так что подлинная "реальность" и "глубина" бытия непосредственно
открываются человеку изнутри лишь в меру достижения им единства личности.
Познание осуществляется, по Ф., не через активность познающего субъекта,
а в акте самоуглубления - через активность направленной на субъект реальности,
т. е. "Абсолютного" ("Абсолютно-непостижимого"). С позиций своего "сверхрационализма"
резко выступал против социализма как якобы крайней степени "морально-обществ.
рационализма"


Соч.: Философия и жизнь,
СПБ, 1910; Предмет знания, П., 1915; Душа человека, М., 1917; Очерк методологии
общественных наук, М., 1922; Живое знание, Берлин, 1923; Духовные основы
общества, Париж, 1930; Непостижимое, Париж, 1939; Реальность и человек.
Метафизика человеческого бытия, Париж, 1956.


Лит: Памяти С. Л. Франка,
Мюнхен. 1954; История философии в СССР, т. 4, М., 1971.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я