ФРАНЦУЗСКАЯ ШКОЛА "ГЕОГРАФИИ ЧЕЛОВЕКА"
одна
из географич. школ, зародившаяся во Франции и получившая известность в
кон. 19 и в 1-й пол. 20 вв. под назв. "географии человека" (geographie
humaine). Её представители определяли задачу географии как изучение взаимоотношений
природы и человека, уделяя основное внимание влиянию географической среды
на разные формы деятельности человека. Для работ по "географии человека"
характерны идеи, близкие к географическому поссибилизму: согласно
воззрениям представителей этой школы, природа воздействует на особенности
исто-рич. и социально-экономич. развития народов; социальная же организация
общества рассматривается как национальная структура, лишённая классовых
противоречий. Вместе с тем географы Ф. ш. "г. ч." в конкретных работах,
посвящённых отд. регионам, странам или их р-нам, проявили глубокое знание
этих территорий. Это позволило им дать подробные характеристики р-нов о
показом занятий и образа жизни населения, создать оригинальные региональные
обзоры, содержащие богатый фактич. материал, особенно природоведч. и этнографич.
характера, и отличающиеся образностью изложения и яркостью стиля.
Осн. концепции Ф. ш. "г. ч." изложены её
основателем П. Видалем де ла Блашом в книге "Принципы географии человека",
изданной в 1922 после его смерти Э. Мартонном. Развитие этих идей
принадлежит Ж. Брюну - автору "Географии человека" (1910). Теорию
Ф. ш. "г. ч." развивали также А. Деман-жон, Л. Галлуа, М.
Сорр и др. Труды Ф. ш. "г. ч." (в первую очередь "Всемирная география")
оказали влияние на развитие географии в ряде стран Зап. Европы, Лат. Америки
и др.
Лит.: В и т в е р И. А., Французская
школа "географии человека", "Уч. зап. МГУ", 1940, в. 35, с. 8-44; Александровская
О. А., Французская географическая школа конца XIX - нач. XX века. М., 1972.
М. Б. Горнунг.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я