ФРАХТ

ФРАХТ (голл. vracht, нем. Fracht),
плата владельцу трансп. средств за предоставленные им услуги по перевозке
грузов или пассажиров. Обычно плательщиком Ф. выступает фрахтователь, т.
е. лицо, заключившее договор о перевозке с владельцем трансп. средств (фрахтовщиком),
к-рый принимает на себя обязательство перевезти груз из одного пункта в
другой.


Понятие Ф. применяется к перевозкам различными
видами транспорта (морским, речным, автомобильным, авиационным), однако
наиболее распространён в мор. перевозках. В Ф. включается не только плата
за перевозку грузов или пассажиров, но и в нек-рых случаях (в зависимости
от условий договора) плата за погрузку и выгрузку.


В капиталистич. странах на фрахтовом
рынке
трампового тоннажа ценой трансп. услуг выступает фрахтовая ставка,
устанавливаемая каждый раз при заключении договора на мор. перевозки в
условиях складывающейся конъюнктуры. В линейных перевозках цена услуг имеет
форму тарифов транспортных, действующих на протяжении определённого
времени, и устанавливается главным образом в одностороннем порядке судовладельческими
компаниями.


В СССР оплата Ф. за перевозки грузов внешнеторг.
орг-ций производится в соответствии с тарифами, согласованными между перевозчиком
и грузовладельцем.


Срок оплаты Ф. определяется в договорах.
Обычно Ф. оплачивается по завершении перевозки. Исчисляется путём умножения
цены перевозки (ставки Ф. или тарифа), установленной договором мор. перевозки,
на кол-во груза, доставленного в пункт назначения, или на кол-во груза,
принятого к погрузке в пункте отправления. В случаях, когда заранее трудно
определить кол-во груза, подлежащего перевозке, вместо ставки Ф. в договоре
указывается сумма Ф. за один рейс.


При фрахтовании судна на время (тайм-чартер)
Ф. исчисляется в соответствии с арендной ставкой, к-рая устанавливается
либо за тонну полной грузоподъёмности судна в месяц, либо за использование
судна
в сутки (см. Чартер).


Лит. см. лри ст. Фрахтование.

С. И. Поляков.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я