ФРАХТОВАНИЕ

ФРАХТОВАНИЕ (англ, chartering),
разновидность коммерч. деятельности, связанная с заключением договоров
о перевозке грузов или пассажиров мор., речным, авиац. или автомоб. транспортом.
Наиболее развито Ф. в мор. перевозках, где оно имеет различные формы: на
отд. рейсы, на последовательные рейсы, на условиях контрактов, в аренду.
Договоры мор. перевозки в трамповом судоходстве обычно имеют форму чартер-партия
(англ. Charter Party) (см. Чартер) и букинг нот (англ. Booking note)
в линейном судоходстве.


В капиталистических странах Ф. осуществляется,
как правило, через частные специализир. посреднические (брокерские) компании.
Однако во мн. странах постепенно возрастает роль гос-ва в области Ф.


В СССР Ф. осуществляется планомерно на
основе гос. монополии на фрахтование, являющейся составной частью гос.
монополии
внешней торговли,
специализир. всесоюзными орг-циями: "Совфрахт", "Совинфлот"
Мин-ва мор. флота, "Аэрофлот", "Совтрансавто". СССР - член ряда междунар.
орг-ций, занимающихся вопросами междунар. судоходства и фрахтования, напр.
Комитета по морскому судоходству ЮНКТАД, Межправительственной морской консультативной
организации (ИМКО). Советские судоходные хоз. орг-ции являются членами
междунар. неправительств, орг-ций в области судоходства, напр. Балтийская
и международная морская конференция (БИМКО) и др.


В других социалистич. странах Ф. также
проводится на основе гос. монополии. В рамках СЭВ с 1963 действует спе-циализиров.
орган - Совещание фрахтовых и судовладельческих организаций стран - членов
СЭВ, цель к-рого - разработка и осуществление мероприятий сотрудничества
социалистич. стран в области мор. перевозок и фрахтования в соответствии
с Комплексной программой социалистич. экономич. интеграции стран - членов
СЭВ (1971).


Для развивающихся стран Ф. играет важную
роль. Не располагая необходимым флотом, эти страны вынуждены использовать
тоннаж капиталистич. монополий, уплачивая высокие тарифные ставки за перевозку,
что отрицательно сказывается на конкурентоспособности их товаров, с к-рыми
они выступают на мировом рынке. С целью объединения усилий в борьбе с господством
капиталистич. судовладельч. монополий развивающиеся страны создают региональные
междунар. судовладельч. компании, напр. "Namucar" (в странах р-на Карибского
м.), "Arab Meritime petroleum transport Company" (в странах ОАПЭК - Орг-ции
арабских стран - экспортёров нефти), "Malajzia International Corporation"
(в странах Юго-Восточной Азии) и др.


Лит.: Крамаров Э. М., Внешняя торговля
продукцией морского транспорта. Невидимый экспорт и импорт, М., 1968; Бурмистров
М. М., Фрахтование судов и внешнеторговые транспортные операции, М., 1975;
G г о s s m a n W. L., Ocean eight rates, L., 1956; Bes J., Chartering
practice, L., 1961. С. И. Поляков.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я