ФРЕБЕЛЬ

ФРЕБЕЛЬ Ф р ё б е л ь (Frobel)
Фридрих (21.4.1782, Обервейсбах, Тюрингия,- 21.6.1852, Мариенталь, Тюрингия),
немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания. В 1799-1801 слушал лекции
в Йенском ун-те, 1805 и 1808-1810 работал у И. Г. Песталоцци в Ивер-донском
ин-те. В 1837 открыл в Бланкен-бурге (Тюрингия) учреждение для игр и занятий
детей младшего возраста, на основе к-рого разработал идею детского сада.
По своим фил ос. взглядам Ф. был идеалист и рассматривал дошкольное воспитание
как единств, средство уничтожения обществ, зла и улучшения нравов. В его
системе воспитания исходным являлось представление о деятельной природе
ребёнка - его подвижности, непосредственности, постоянном развитии физич.
и умств. сил, общительности, любознательности. Ф. пропагандировал создание
детских садов, содействующих совершенствованию этих природных данных ребёнка,
организовал подготовку воспитательниц ("садовниц"), создал методику работы
с детьми, в основу к-рой положил развитие органов чувств, движений, мышления
и речи, раскрыл воспитатель-но-образоват. значение игр в детском возрасте.
Ф. предложил особый дидактич. материал, т. н. "дары" Ф., представлявшие
систему занятий игр с мячами и геом. телами - шариками, кубиками, цилиндрами,
брусочками и всё более мелкими и разнообразными их членениями. Всё это
использовалось для развития пространств, представлений, восприятия движения,
формы, цвета, величины, числа, комбинаторских способностей мышления в процессе
детских "построек". Кроме "даров", Ф. вводил занятия-игры, используя палочки,
камешки, песок, уделял большое внимание беседе, рассказыванию, пению, рисованию,
лепке, моделированию и вырезанию из бумаги, труду детей на огороде и в
саду. Учение Ф. способствовало выделению дошкольной педагогики в отд. отрасль
пед. науки. Недостаток системы Ф.- жёсткое регламентирование деятельности
ребёнка. "Дары" Ф. во многом были формалистичны и педантичны. Система Ф.
получила распространение во мн, странах, в т. ч. в России (см. Фребелевские
общества).



Соч.: Padagogische Schriften, Bd 1 - 3,
W.- Lpz., 1883; в рус. пер.- Педагогические сочинения, пер. с нем., т.
1-2, 2 изд., М., Г913.


Лит.: Водовозова Е. Н., Умственное
и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного
возраста, 7 изд., СПБ, 1913, гл. 13 - 18; П о з-нанский Н. Ф., Идея трудового
воспитания у Ф. Фребеля, Саратов, 1926; История педагогики. Учебное пособие
для дошкольных педагогических училищ, под ред. М. Ф. Шабаевой, 3 изд.,
М., 1961, гл. 5; S с h u f-fenhauer H., Friedrich Wilhelm August Frobel,
В., 1962.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я