ФРИКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
материалы,
применяемые для изготовления деталей, работающих в условиях трения скольжения,
и имеющие большой коэфф. трения. Они характеризуются высокой фрикционной
теплостойкостью (т. е. способностью сохранять коэфф. трения и износоустойчивость
в широком диапазоне темп-р), низкой способностью к адгезии (т. к. они не
должны при трении схватываться, т. е. как бы "прилипать" друг к другу),
высокой теплопроводностью и теплоёмкостью, хорошей устойчивостью против
теплового удара, возникающего в результате интенсивного выделения тепла
в процессе трения, К Ф. м. предъявляются также требования по коррозионной
стойкости, прирабатываемости, технологичности, экономичности.
К металлическим Ф. м. относятся чугуны
и стали нек-рых марок. Для ж.-д. тормозных колодок, напр., широко используется
серый чугун. Чугуны не склонны к короблению, но при темп-pax св. 400-600
"С их коэфф. трения резко снижается (это ограничивает температурные условия
использования чугунов). Для фрикционных муфт гусеничных машин применяются
пары трения из сталей 40, 45, 65Г и др. Существ, недостаток стальных пар
трения -склонность к короблению и схватыванию при перегревах. В качестве
Ф. м. металлы постепенно заменяются пластмассами.
Неметаллические Ф. м. изготовляются гл.
обр. на асбестовой основе; связующим веществом служат каучуки, смолы и
т. п. Пластмассовые материалы на каучуковом связующем имеют относительно
высокий и устойчивый коэффициент трения до 220-250 °С; они применяются
для накладок автомобильных тормозов и колец сцеплений. Пластмассовые материалы
на смоляном связующем имеют более высокую износоустойчивость, но несколько
меньший коэфф. трения. Один из лучших материалов этой группы - ретинакс,
в состав к-рого входят фенолоформальдегидная смола, барит, асбест и др.
компоненты; он предназначен для использования в тормозных узлах с тяжёлым
режимом эксплуатации, где темп-pa на поверхности трения может достигать
1000 °С (авиац. тормоза).
Спечённые Ф. м. (см. Спечённые материалы)
получили
распространение в тяжелонагруженных тормозных устройствах и фрикционных
муфтах, что определяется их высокими износоустойчивостью, коэфф. трения,
теплостойкостью, теплопроводностью и нек-рыми др. свойствами. Проявлению
хороших эксплуа-тац. свойств спечённых материалов в тяжёлых условиях работы
способствуют входящие в их состав компоненты, одни из к-рых обеспечивают
высокие износостойкость и коэфф. трения (карбиды и окислы металлов и т.
д.), а другие -стабильность фрикционных свойств и отсутствие схватывания
(графит, асбест, барит, дисульфид молибдена и т. д.).
Эти материалы служат для изготовления дисков,
секторов, колодок методом спекания предварительно спрессованных заготовок
из порошковых смесей. Для повышения прочности спечённых Ф. м. их изготовляют
на стальной основе, соединение (сварка) с к-рой обычно достигается в процессе
спекания. Наиболее широко применяются спечённые материалы на медной и жел.
основе. Ф. м. на медной основе, содержащие олово, графит, свинец и др.
компоненты, при работе в масле имеют коэфф. трения от 0,08 до 0,12; а при
сухом трении - от 0,17 до 0,25. Температурный предел их применения 300
"С. Ф. м. на жел. основе обладают по сравнению с материалами на медной
основе большей прочностью, выдерживают большие удельные нагрузки и значительно
более высокую темп-ру. Коэфф. трения для условий работы тормозов в зависимости
от состава материала 0,2-0,4. В состав материала обычно входят медь, никель,
хром, барит, асбест, графит, карбиды металлов и др. компоненты. Такие материалы
допускают повышение темп-ры на поверхности трения до 1200 °С, что особенно
важно в тормозных устройствах.
Лит.: Крагельский И. В., Трение
и износ, 2 изд., М., 1968; 3 е л ь ц е р-м а н И. М., Каминский Д. М.,
Онопко А. Д., Фрикционные муфты и тормоза гусеничных машин, М., 1965; Мигунов
В. П., Современные фрикционные металлокерамические материалы и перспективы
их использования в машиностроении, в сб.: Оптимальное использование фрикционных
материалов в узлах трения машин, М., 1973. В. П. Мигунов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я