ФУНИКУЛЁР
(франц. funiculaire, от
лат. funiculus - верёвка, канат), подъём-но-трансп. сооружение с канатной
тягой, предназначенное для перемещения пассажиров и грузов по крутому подъёму
на короткое расстояние. Применяется в городах и курортных центрах, а также
в горных местностях (рис.). Впервые использование Ф. в качестве пасс, транспорта
предложено в 1825, а осуществлено в 1854 в Италии (Генуя) и Австрии (Зоммеринг).
Ф. представляет собой подъёмник, в к-ром перемещение людей и грузов
производится в вагонах, движущихся по наклонным рельсовым путям между верхней
и нижней станциями при помощи каната, связанного с вагонами и приводной
лебёдкой.
Лебёдка
с приводом обычно располагается на верх, станции. По назначению Ф. разделяются
на пассажирские, грузовые и грузопассажирские, по устройству - на од-новагонные
(с одним попеременно поднимающимся и опускающимся вагоном) и двухвагонные
(с двумя уравновешивающими друг друга вагонами, прикреплёнными к двум концам
каната и движущимися навстречу друг другу). Преимуществ, применение получили
двухвагонные Ф. Они могут выполняться двухпутными (с независимым рельсовым
путём для каждого вагона) и однопутными (с разъездами вагонов посередине).
Вагоны пасс. Ф. сделаны так, что при любом наклоне рельсового пути (обычно
менее 35°) положение их< пола остаётся близким к горизонтальному.
Вагоны грузовых Ф., используемых для перемещения леса, горных пород и т.
д., отличаются от вагонов пассажирских Ф. более простой конструкцией. Для
загрузки и разгрузки таких вагонов используется соответств. оборудование,
расположенное на станциях. Для безопасности работы вагоны Ф. снабжаются
аварийными тормозными устройствами, а также средствами сигнализации, связи
и блокировки, обеспечивающими согласованные действия персонала верхней
и нижней станций, а также остановку вагонов при возникновении аварийных
ситуаций. Ф. имеют ограниченное распространение из-за прерывистого характера
работы, большого времени на вход и выход пассажиров или погрузку и разгрузку,
небольших скоростей движения (менее 3 м/сек), невозможности движения
по сложным трассам. Пропускная способность пасс. Ф. не превышает 600 чел.
в 1 ч. В СССР Ф. имеются в Одессе, Киеве, Тбилиси, Сочи и др. городах.
И.
И. Ивашков.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я