ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА функционализм,
направление в бурж. этнографии, сложившееся в 1920-х гг. гл. обр. в Великобритании
и её бывших доминионах. Основатели и гл. теоретики - Б. К. Малиновский
и

А. Р. Радклифф-Браун. В отличие
от эволюционной школы и диффузионизма Малиновский и представители
Ф. ш. (Р. Ферт, Э. Эванс-Притчард и др.) рассматривали культуру каждого
народа не как механич. сочетание пережитков и заимствований, а как систему
"институтов" (норм, обычаев, верований), призванных выполнить необходимые
обществ, "функции" (отсюда назв. школы). Нарушение к.-л. функции приводит
к разрушению социального организма в целом. Теоретич. исследования функционалисты
сочетали со сбором этногр. материалов. Метод последователей Ф. ш. был односторонним:
они учитывали лишь "синхронное" функционирование культуры, игнорируя необходимость
ист. подхода к проблемам обществ, развития. Исследования Ф. ш. были использованы
брит, колон, администрацией ("косвенное управление" через местных вождей,
консервация архаич. черт культуры). Метод и теоретич. построения Ф. ш.
в социологии развиты и частично пересмотрены сторонниками структурно-функционального
анализа,
в этнографии -структуралистами (Э. Лич, В. Тернер).


Лит.: Этнологические исследования
за рубежом, М., 1973; Malinowski В., А scientific theory of culture and
other essays, N. Y., 1960; R a d с 1 i f f e - В г о w n A. R., Structure
and function in primitive society, L., 1952; e г о ж e, Method in social
anthropology, Chi., 1958. С. А. Токарев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я