ФУТУРИЗМ
(от лат. futurum - будущее),
авангардистские художественные движения 10-х-нач. 20-х гг. 20 в. в Италии
и России. Будучи разной, подчас противоположной идейной ориентации, они
сближались нек-рыми эстетич. декларациями и отчасти кругом мотивов; рядом
черт обнаруживали общность с авангардистскими течениями в Германии, Франции,
Англии, Австрии, Польше, Чехословакии. В России термин "Ф.> вскоре стал
также обозначением всего фронта "левого" иск-ва, синонимом авангардизма
вообще.
В Италии рождение Ф. отмечено "Манифестом
футуризма", опубл. в 1909 в парижской газ. "Фигаро"; автор -Ф. Т. Маринетти
- вождь и теоретик движения. Развитию Ф. содействовал журн. "Лачерба"
("Lacerba", Флоренция, 1913-15, изд. Дж. Папини). Установки Ф. разделяли
поэты Дж. П. Лучини, П. Буцци, А. Палаццески, К. Говони, композитор Б.
Прателла, живописцы У. Боччони, К. Карра, Дж. Балла, Дж. Северини, Л. Руссоло,
архитекторы А. Сант-Элиа и М. Кьяттоне.
Подобно др. течениям авангардизма, Ф.
явился субъективно-анархич. реакцией на кризис бурж. культуры (в т. ч.
и на декадентство), крах либерально-этич. иллюзий 19 в. и выразил
стихийно-эмоц. предощущение социального и культурного разлома, наступления
новой ист. эпохи с её лавинным науч.-технич. прогрессом, нарастающим утилитаризмом
мышления, "омассовлением" культуры. В отличие от течений, испытывавших
ужас перед "молохом" цивилизации, футуристы принимали будущее безоговорочно,
с экзальтированным оптимизмом, с верой в технику как первопричину совр.
общественно-культурного сдвига, с провозглашением художеств, ценности внешних,
веществ, признаков наступающей индустр. эры. С апологией техники и урбанизма
в Ф. сочетались культ героя-сверхчеловека, вторгающегося в мир и расшатывающего
"одряхлевшие" эстетич. и нравст. устои, культ насилия, упоение социальными
катаклизмами (войной как "гигиеной мира" и "бунтом" вообще). Отвергая культурное
и художеств, наследие, футуристы выдвигали в иск-ве принципы эксцентричности,
издёвки над традиц. вкусами и шокирующей антиэстетичности. Интимные чувства,
идеалы любви, добра, счастья объявлялись человеческими "слабостями"; эмоции
и ощущения оценивались по мерке физич. (машинных) качеств - силы, энергии,
движения, скорости. Совр. бытие, к-рое футуристы призывали моделировать
наиболее полно и концентрированно (отсюда проповедь единого, синтетич.
иск-ва), мыслилось ими лишь как "жизнь материи"- динамичный комплекс небывалых
психич. и физиологич. вибраций, разнонаправленных сил и движений, звуковых
и оптич. эффектов. Абстрагированная от духовных ценностей хаотич. регистрация
теснящих друг друга впечатлений, механич. совмещение разнохарактерных аспектов,
произвол в области формы вели к иррациональности и распаду образного строя.
Поэтич. принципы Ф.: передача ощущений
в виде цепи бесконтрольных ассоциаций и аналогий ("беспроволочное воображение"),
акцентирование звуковой и графич. "оболочек" текста в ущерб словесному
значению (обилие звукоподражаний, аллитераций; фигурные стихи, обращение
к рисункам, коллажам, комбинациям из типографских и рисованных шрифтов,
матем. знаков). В живописи (близкой в некоторых приёмах франц. кубизму,
но
принципиально отличной от него сюжетностью, лит. подосновой) динамику мира
призваны были выразить "вызванные движением" совмещение разных точек зрения,
многократное умножение очертаний фигур, их деформация, разложение по пересекающимся
"силовым" линиям и плоскостям, резкие контрасты цвета, введение словесных
фрагментов (коллажи), как бы выхваченных из потока жизни. В скульптуре
(Боччони) иллюзию движения должны были вызвать нагромождения и единонаправленный
сдвиг "обтекаемых" или угловатых объёмов. Ряд фантастич. проектов "городов
будущего" оставили архитекторы-футуристы.
Жёсткий механицизм эстетики Ф., по-литич.
"активизм" группы Маринетти (в т. ч. милитаристская и щовинистич. пропаганда)
привели в 1913-15 к расколу движения. В 20-е гг. нек-рые его участники
пришли к апологии фаш. режима, видя в нём воплощение мечты о великом будущем
Италии; другие же вообще отказались от принципов Ф.
В России движение Ф. отчётливо проявилось
в лит-ре и представляло собой сложное взаимодействие различных группировок:
самой характерной и радикальной - петерб. "Гилей" (Д. Д. Бурлюк, В. В.
Хлебников, Елена Гуро, В. В. Маяковский, В. В. Каменский, А. Е. Кручёных,
Б. К. Лившиц; первые издания-сб-ки "Садок судей", 1910, "Пощёчина общественному
вкусу", 1913), петерб. "Ассоциации эгофутуристов" (И. Северянин, К. К.
Олимпов и др.; первое издание-"Пролог эгофутуризма" Северянина, 1911),
промежуточных моек, объединений "Мезонин поэзии" (В. Г. Шерше-невич, Р.
Ивнев, Б. А. Лавренёв) и "Центрифуга" (С. П. Бобров, И. А. Аксёнов, Б.
Л. Пастернак, Н. Н. Асеев), а также футуристич. групп в Одессе, Харькове,
Киеве (в т. ч. творчество М. В. Семенко), Тбилиси. Лит-pa Ф. была связана
с "левыми" течениями в изобразит, иск-ве (особенно тесными были контакты
"Гилей" с группой М. Ф. Ларионова "Ослиный хвост" и петерб. "Союзом
молодёжи"). Сходство идейных и эстетич. взглядов поэтов и живописцев
новой формации, переплетение их творч. интересов (при этом показательно
обращение поэтов к живописи, а живописцев к поэзии), их частые совместные
выступления закрепляли название "Ф." за "левыми" течениями в живописи.
Однако несмотря на устройство под знаком Ф. целого ряда выставок ("Мишень",
1913, "№ 4", 1914, "Трамвай Б", "О, 10", 1915, и др.), Ф. не выразился
в рус. живописи ни в итал. варианте (исключение - отд. работы К. С. Малевича,
Ларионова, Н. С. Гончаровой, О. В. Розановой, П. Н. Филонова, А. В. Лентулова),
ни к.-л. другой целостной системой, захватывая как общее понятие широкий
круг явлений: "постсе-заннизм" ".Бубнового валета", декоративный
нац. вариант кубизма, поиски, созвучные нем. экспрессионизму и франц.
фовизму
или
же близкие примитивизму, "беспредметничеству",
дадаизму.
Развиваясь в период между двумя революциями,
в атмосфере роста демократич. настроений и в то же время духовного разброда
в среде интеллигенции, рус. Ф. противоречиво сочетал в себе как стихийное
неприятие бурж. действительности, протест против подавления личности совр.
механистич. цивилизацией, так и анархич. бунт ради бунта, нигили-стич.
отрицание всех культурных и лравств. ценностей "старого мира". В Ф. соединялись
как требование демократизации иск-ва, презрение к иск-ву "элиты", так и
крайний индивидуализм, провозглашение абсолютной автономности творчества.
Столь же противоречивой была и практика рус. Ф. Наряду с программным освоением
новейших сфер человеческого опыта, урбанистич. видениями, глобальными масштабами
поэтич. предчувствий, наряду с воинствующим антиэстетизмом и эпатажем,
демонстративным разрушением художеств, традиций рус. футуристы отдавали
дань историко-культурным реминисценциям, фольклорности и архаике, интимизму
и чисто лирич. эмоциональности. Приняв своё "видовое имя" от итал. Ф.,
рус. футуристы, называвшие себя также "будет-лянами" (круг "Гилей"), остро
ощущали противоположность своих устремлений одноимённому движению в Италии.
Рус. футуристы, особенно "гилейцы", настойчиво утверждали самобытность
генезиса рус. Ф. ("Нам незачем было прививаться извне - мы бросились в
будущее от 1905 года"-Хлебников) и его независимость (показательна обструкция,
устроенная частью рус. футуристов Маринетти во время его приезда в Россию
в 1914).
Поэты "Гилей", ведущей группы рус. Ф.,
отождествили поэтич. слово с вещью, обратили его в знак самодовлеющей физич.
данности, материал, способный к любой трансформации, к взаимодействию с
любой знаковой системой, любой естеств. или искусств, структурой. Т. о.,
поэтич. слово мыслилось ими универсальным "материальным" средством постижения
основ бытия и переустройства реальности. Полагая осн. критерием стихотворного
текста "затруднённость" его восприятия, "гилейцы" следовали в создании
поэтич. конструкции логике пространств, иск-в (прежде всего новейших течений
в живописи - кубизма и др.; отсюда их название -"кубофутуристы"), стремились
к семантич. "уплотнённости", к столкновению и взаимопроникновению ассоциативных
ходов, пытаясь выразить элементами поэтической речи чисто пластич. характеристики
-"плоскость", "фактуру", "сдвиг" и т. п. Это вело к поискам "самовитого
слова", т. е. к словообразованию, граничащему с абстракцией, к звукоподражаниям,
призванным передать качества зримого мира одной лишь фоникой, к
обилию поэтич. неологизмов и пренебрежению грамма-тич. законами,
в конечном итоге - к зауми. В контекст поэтич. значений втягивалась
зримая форма словесного знака (фигурные стихи, графико-словесные композиции,
литографиров. издание). Отождествление слова с фактом, программная ориентация
на современность и антиэстетич. реальность вводили в поэтич. ткань материал,
прежде чуждый поэзии,- вульгарную лексику, прозаиз-мы гор. быта, проф.
жаргон, язык документа, плаката и афиши, приёмы цирка и кинематографа.
Погружаясь в стихию фактов и материальных знаков времени, отрицая суверенный
характер идеального, накопленного культурной традицией смысла словесного
знака, подчиняя постижение явлений формальной перестройке поэзии, "кубофутуризм"
смог только фиксировать, хотя и чутко, внешние приметы надвигающегося исто-рич.
перелома, оставаясь лишь отзвуком общественных потрясений эпохи.
Наряду с общей разнородностью ответвлений
Ф. в 10-е гг. происходило расслоение и внутри отд. группировок. Так, внутри
"Гклеи" контрастировали социальный пафос Маяковского (не случайно особо
отмеченного М. Горьким) и замкнутое в абстракциях словотворчество Кручёных;
эгофутуризм со временем оказался представленным творчеством одного Северянина,
варьировавшего же-манно-экзотич. мотивы ранних "поэз",
Политич. позиция рус. Ф.,обозначившаяся
в годы 1-й мировой войны в антивоен. выступлениях Маяковского, Хлебникова,
Асеева, ясно проявилась после Октября.
Приняв установление Сов. власти, большинство
футуристов активно участвовало в её политико-агитац. начинаниях; исключит,
роль принадлежит здесь Маяковскому. Однако претензии нек-рызв футуристов
на "государственное искусство", усилившееся в революц. период нигилистич.
отношение к культуре прошлого были осуждены в письме ЦК РКП(б) ' "О пролеткультах"
(1920) и в записках В. И. Ленина А. В. Луначарскому и М. Н. Покровскому
по поводу издания поэмы "150000000" Маяковского. Мн. поэты, ранее входившие
в футуристич. группы, объединились в ЛЕФ. В 20-е гг. отд. тенденции Ф.
были восприняты имажинистами и обэриутами. Нек-рые крупные поэты, начинавшие
как футуристы, на протяжении 20-х гг. отошли от Ф. (Маяковский, Асеев и
особенно Пастернак).
Лит.: Тастевен Г., Футуризм, М.,
1914; Луначарский А. В., Футуристы..., Собр. соч., т. 5, М., 1965; П е
т р о-ч у к О., Футуризм, в сб.: Модернизм, М., 1973; dough R. Т., Futurism,
N. Y.,1961; Poeti futuristi. A cura di G. Ravegnani, Mil., 1963; Baumgarth
Chr., Geschichte des Futurismus, Reinbek i Hatnb., 1966; ll futurismo,
в кн.: L'arte moderna, v. 13 - 14, Mil., 1967: Rye J.. Futurism, L., 1972:
Luci-ni G. P., Marinetti. Futurismo. Futuristi, Bologna, [197.5].
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я